Дом, который построил Рауф: азербайджанский хостел в Тбилиси - ФОТО
“Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек”
В доме, который “построил” Рауф, нет ни запаса зерновых, ни домашней живности, ни обслуживающего ее персонала.
Зато всегда есть кто-то, кто встретит вас на пороге. А чтобы добраться до этого порога, надо до потери пульса поблуждать по улицам Старого Тбилиси, пару раз завернуть не туда, спросить дорогу у пятерых прохожих и проклясть Google Maps.
Но это ничуть не мешает Tbilisi Hostel пользоваться огромной популярностью у туристов. Это – самый первый хостел в Тбилиси, и, что особо забавно, открыл его наш соотечественник, Рауф Новрузов, который на тот момент к такого рода бизнесу никакого отношения не имел...
- Как вам вообще пришла в голову идея открыть хостел, да еще в Грузии?
- Работа на нефтяной платформе — занятие довольно утомительное... Чтобы отдохнуть, я ездил в горы и очень часто — именно в Грузию, в которой бродить в горах, на данный момент очень удобно и просто. Друзья, конечно, приглашали меня пожить у них, но... Было как-то неловко являться в чужой дом после грузинских застолий с обилием вина и вытекающими отсюда последствиями.
Гостиницы же мне не нравятся своей претенциозностью... Будучи в Европе, я обычно останавливался в хостелах, но оказалось, что в Тбилиси их попросту нет. А если нет, значит, надо создать... Что я и сделал вместе с двумя компаньонами. Которые, к слову сказать, позже попортили мне немало крови. Но я сам виноват, по большому счету – надо было лучше следить за процессом, а не полагаться на других.
- А как же Баку?
- Была идея открыть в Баку хостел на период Евровидения, но я от неё отказался. И, кстати, вопреки расхожему мнению, хостелы в Баку есть. Штуки три. Правда, на мой взгляд, и по мнению туристов, которые там останавливались, следуем уделять больше внимания чистоте и сервису.
И если грязь простить еще можно, то вот грубость – это совершенно недопустимо. Недопустимо и непростительно, когда, к примеру, гостям, на возникающие у них вопросы по поводу хостела, отвечают фразой типа «А чего вы хотели за такие деньги?!».
- Кстати, про грязь, сервис и иже с ними... Вы уж извините, но Tbilisi Hostel на первый взгляд не кажется идеально чистым и опрятным. Да и вообще, его трудно назвать каким-то особенным. Тем не менее, насколько я знаю, он очень популярен и от клиентов отбоя нет. С чем это, по-вашему, связано?
- Популярность — штука тонкая, отчасти она является следствием “неформальной” обстановки, которая, возможно, и привлекает людей. Думаю что, это не только первый, но и единственный в Тбилиси хостел, который не закручен на деньгах, но от денег в нашем мире не уйти. То есть, он создавался не с целью заработать денег, а для того, чтобы предоставить приезжим место для жилья, где они будут чувствовать себя максимально расслабленно и одновременно показать им, какая Грузия классная, как тут много всего интересного. Могу без преувеличения сказать, что мы немало сделали для развития туризма, да всего хостельного движения в Грузии. Так что... Да, атмосфера – это важно.
Что же касается чистоты, хостел регулярно убирается и особое внимание отводится гигиене санузлов. На данный момент, по мнению посетителей, оценивающих наш хостел, уровень чистоты в нем составаляет 88-90 баллов из 100.
Да, здесь нет идеальной стерильности морга или операционного стола, но здесь и не грязно, здесь — как дома. И в таких условиях человек чувствует себя наиболее комфортно.
- Я не раз слышала, как про ваш хостел говорят, что там “будто медом намазано” - некоторые туристы даже в город не выбираются, так и сидят целыми днями внутри, как околдованные...
- Да, случается и такое. Некоторым туристам настолько подходит такой формат отдыха, что отпадает желание гулять и в жаркий день человек просто залипает в хостеле, общается с постояльцами, шарится в интеренете, курит кальян, играет в настольные игры, да мало ли чем можно заняться. Хотя и эффект «магии места», имеет место быть, и “украсть” это невозможно. Многие владельцы других хостелов приходили ко мне “на разведку”, под видом клиентов, чтобы посмотреть, как здесь все устроено, перенять какие-то идеи. Ведь, как ни крути, мы были самыми первыми. Это сейчас, четыре года спустя в Тбилиси хостелы на каждом углу.
- Кто в основном у вас останавливается?
- Если в плане национальности, то в основном это люди из Польши, Чехии и Украины. Также – интеллектуальная и спортивная Россия: альпинисты, скалолазы, походники. Как раньше говорили «физики и лирики». В «Tbilisi hostel» существует определенный фейс-контроль, так что, абы кто сюда не попадет.
- Еще раз простите, но года два назад, насколько лично я помню, никакого фейс-контроля не было и администратору было глубоко безразлично, кто въезжает в хостел среди ночи.
- Нет, фейсконтроль был всегда... Хотя в последнее время я стараюсь тщательнее выбирать персонал. Разгильдяйство – это, конечно, весело, но в меру, до поры, до времени. И сейчас настало время ответственности.
Хотя при этом у нас практически никто и никогда не работает за деньги, так что это и работой назвать сложно. Люди нанимаются к нам администраторами для того, например, чтобы выучить английский язык, пожить какое-то время или просто ради общения. И все они – также приезжие, иностранцы. Потому что изначально наш хостел рассчитан именно на иностранцев в Тбилиси. Кроме того, я часто получаю CV молодых людей, отучившихся по туристическому и отельному направлению в Европе, которым нужно получить стаж и последующее рекомендательное письмо.
- Но, наверно, проблемы с постояльцами все же возникают? Это неизбежно, когда речь идет о таком большом и непрерывном потоке народа.
- Возникают, конечно. Несколько раз приходилось даже вызывать полицию ввиду полной неадекватности постояльца. К счастью, я умею решать проблемы, ориентируясь по обстоятельствам. К тому же, бывают такие “саморегулируемые” группы, в которых, если и возникает конфликт, то он в ней же и остается и решается своими силами. Очень удобно...
- А постояльцы из Азербайджана у вас бывают?
- Довольно часто. Причем, если раньше это были преимущественно мои знакомые или “друзья друзей”, то в последнее время приезжают и просто туристы, которых привлек именно хостел, а не я сам.
- Как насчет “дружеских контактов” с хостелами из других стран? Или в вашем бизнесе это не принято?
- Очень даже принято. У нас несколько близких по духу хостелов в Киеве, Питере и Москве, с которыми мы друг друга рекламируем. А скоро я, возможно, поеду открывать хостел в Японию, на остров Окинава. Это просьба одного моего хорошего знакомого, который, остановившись разок в нашем хостеле проездом в Кейптаун, настолько проникся атмосферой, что захотел иметь такой же у себя на родине, и теперь просит, чтобы я его создал.
- И что будет с Tbilisi Hostel дальше...?
- Увеличение перечня услуг, но при этом сохранение формата хостела. Потому что мне нужен именно хостел, а не мини-гостиница, и я не вижу смысла путать два этих понятия... Сам же я собираюсь попутешествовать, а после – начать осуществлять другие свои идеи. Которые, впрочем, никак не связаны ни с Грузией, ни с отельным бизнесом.
P.S.(от автора): Может показаться, что меня переклинило на теме хостелов... Но, честное слово, “я не нарочно, просто совпало”, как пела великая и ужасная Земфира, мир ее гитаре... Больше такого не повторится.
Нигяр Мусави