Союз Меча и Орала | 1news.az | Новости
Точка зрения

Союз Меча и Орала

10:04 - 10 / 04 / 2007
Союз Меча и Орала

После президентских выборов 2003 года на политическом пространстве Азербайджана основным инициатором политических процессов становится власть.

Даже самые ярые оппозиционные аналитики, предвещающие смену власти перед каждыми выборами и рисующие всевозможные схемы политического успеха лидеров оппозиции, связывали будущее оппозиции исключительно с расколом правящей элиты. Но и эти прогнозы не сбылись после 2005 года, когда перед выборами были арестованы сразу два знаковых министра, с именами которых некоторые СМИ связывали так называемые центры силы. Фархад Алиев и Али Инсанов преподносились как бесспорные лидеры кланов – первый в качестве олигарха, второй - как лидер региональной группировки. Если посмотреть на ходы правящей элиты спустя почти три года, можно сказать, что аресты министров перед самими выборами были не логичными. Но это только на первый взгляд, так как рейтинг и волевые качества  президента позволяют ему работать с той командой, которая является наиболее работоспособной и преданной в политическом смысле. Он не зависит от конкретных лиц и принимает решения, не оглядываясь на конкретных персон во власти.

Таким образом, аресты министров стали определенным показателем решительности властей в политической борьбе. Также это разрушило всевозможные слухи, на которых зиждилась оппозиционная агитация: что во власти есть целые группы, которые поддерживают оппозицию. В этом списке значились как обычно Этибар Мамедов, имя которого всегда ассоциировалась с группой выходцев из Армении, и тандем Али Керимли – Фархад Алиев. Оппозиционные лидеры в 2005 году после ареста министров сразу открестились от слухов, хотя ранее выступали с многозначительными заявлениями, подогревая слухи о «поддержке во власти». Помнятся их знаковые заявления, что «во власти есть порядочные люди, с которыми мы будем сотрудничать после прихода к власти». Опыт и эксперимент таких политических технологий практиковался в оппозиции после ухода Расула Гулиева с поста спикера. Тогда все кому не лень признавались в любви к бывшему спикеру и стремились наладить сотрудничество для поправки материально-технической базы партии. Но Расул Гулиев человек, который привык платить и требовать отдачи. Да и политика из Расула Гулиева не получилось. Вспомним хотя бы его политические ходы в 2003 году, когда в течение 12 часов он подписал два противоречащих заявления: первое о решении бойкотировать выборы, а затем - о поддержке Исы Гамбара. Он прекрасно понимал, что в большинстве случаев им пользовались в качестве кошелька, как бы ни цинично это звучало.

Времена изменились и появились новые герои.Подлинная опасность ситуации 2005 года заключалась в ее неясности. Все знали: Али Инсанов и Фархад Алиев – люди не бедные и, увы, не блистающие чистотой риз: демократическими манерами и речами. Для показных чистоплюев оппозиции, эксплуатирующих интеллигентский анархизм, они в открытые союзники-спонсоры не годились. И куда важнее было все тайное – встречи, переговоры, обещания... 

Оппозиционные агитки планомерно формируют из бывших министров политических заключенных и опять рисуют схемы политического краха властей. Основные силы оппозиции практически разделили оставшихся за бортом министров: блок «Азадлыг» взял под крыло Фархада Алиева, «Мусават» работает над Али Инсановым.

Говорить о нравственной стороне не приходится, так как данная составляющая надолго покинула пределы политического пространства республики. Помнится, в предвыборный период политические оппоненты вспоминают былое, и выносят на полосы газет все «грязное белье», которое накапливается в межвыборный период. Также и в этот период, принцип «враг моего врага - мой друг» взял верх, и бывшие заклятые враги стали добрыми друзьями.

Извините за эмоции: ну кто мог подумать о союзе Исы Гамбара с Али Инсановым? Откровенно, никто. Но реальность такова, что эти две политические фигуры находятся в союзе. Интерес друг в друге настолько меркантильный, что показная искренность не выдерживает критики. 2008-й - год президентских выборов. И этот год может оказаться последним для башкана «Мусавата» в качестве активного политика и началом карьеры ученого или же пенсионера Исы Гамбара. Так как в самом «Мусавате» назревает недовольство деятельностью башкана, и мы не раз становились свидетелями откровенного раскола в партии. Союз с Али Инсановым дает основание для новых слухов и схем о расколе во власти. Также это дает основание для появления дополнительных финансовых ресурсов для «Мусавата». Откровенно говоря, представляется сомнительным рациональное распределение финансового потенциала Инсанова в «Мусавате», так как Али Биннатович создает свою партию. С другой стороны, «Мусават», которая на протяжении выборов 2000, 2003 и 2005 годов полностью отказалась от регионализма, сейчас возвращается к этому вопросу. Появляются обнадеживающие малочисленных мусаватистов схемы о том, что карабахцы и выходцы из западного Азербайджана, объединившись, составляют чуть ли не 70% населения и надо дождаться только октября 2008 года.  

Самому Али Инсанову союз с «Мусаватом» нужен только для политизации судебного процесса и формирования имиджа оппозиционного лидера. Спрогнозировать его будущее нетрудно, так как практика использования бывшего чиновника в качестве «кошелька» является наиболее реалистичной.    

Другой оппозиционный центр силы, блок «Азадлыг», откровенно взялся за другого министра  - Фархада Алиева и питает азадлыговцев слухами о финансах, которые поступят от него. Последний, в отличие от Али Инсанова, является более молодым и понимает, что начинать активную политическую карьеру оппозиционера в его положении не представляется перспективным. Он не создает партий и старается использовать политический блок «Азадлыг» только в качестве защитника своих интересов. Для Фархада Алиева единственная цель – выйти на свободу. А вот конкретно определять себе союзников на будущее он не старается и не делает резких заявлений, и, по всей вероятности, не сделает их на судебном процессе. Он выбрал свой путь и союз с блоком «Азадлыг» будет носить краткосрочный характер, продолжая формирование имиджа прозападного политика и направленность информационного потока защиты не внутрь Азербайджана, а за пределы страны.  

Очевидно, что оппозиция в 2008 году опять будет разрозненной. Партии в соревновании друг с другом уже пользовались критериями офисов, крутизной автомобилей, численностью людей в колоннах на объединенных митингах. Сейчас у каждой оппозиционной партии есть бывший министр-олигарх. Это подогревает и без того болезненные амбиции лидеров оппозиции. И в борьбе друг с другом, а не с властью, как бы это странно ни звучало, они используют любые технологии. Последние технологии - использование ресурсов бывших министров - попахивает откровенным авантюризмом и больше походит на «Союз Меча и Орала» Ильфа и Петрова.

Перваз Атакишизаде

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
3688

Последние новости

Все новости

1news TV