Сиявуш Новрузов: «Заявления Али Инсанова – шантаж, клевета и нелепица»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли меджлиса, заместителем исполнительного секретаря партии «Ени Азербайджан» Сиявушом Новрузовым
- Могут ли стать проблемой для власти откровения бывшего функционера ПЕА в виде «заключительного слова» на судебном процессе?
- Али Инсанов не создает проблем азербайджанскому обществу и Азербайджанскому государству. Он привлечен к уголовной ответственности за совершенные деяния и обвинен по конкретным статьям Уголовного кодекса. Превращение судебного процесса в шоу преследует цель перевести внимание общества с конкретных обвинений в присвоении государственного имущества, в превышении служебных полномочий и т. д. на иное. Это изначально провальный вариант. Потому что в обществе понимают, что этот человек, проработавший более десяти лет министром, превысил служебные полномочия, совершил ряд преступных деяний. И за эти свои деяния он должен ответить перед судом по справедливости. Если бы Али Инсанов в действительности имел что сказать обществу, то должен был сказать это в свое время, подав в отставку с министерской должности и перейдя в оппозицию. В таком случае он был бы понят. Двери открыты для тех, говорит президент Ильхам Алиев, кто недоволен политикой власти, не приемлет проводимого государством курса. На выходную дверь не раз указывали Али Инсанову. Однако он, не будучи человеком смелого поступка, до совершения конкретных преступных деяний не сумел и не захотел выйти в эту дверь. В этом смысле его «заключительное слово», как и все сказанное ранее, суть ложь, клевета, шантаж.
Сегодня развитие азербайджанского общества очевидно. Социально-экономические реформы дают свои результаты. Все мы свидетели возведения новых объектов, открытия новых рабочих мест. Каждая поездка президента в районы страны сопровождается событиями такого рода. Если Али Инсанов всего этого не видит, то он незрячий. Он, конечно, все это видит, просто желает очернить реальность, из корыстных побуждений, для политического камуфляжа своих неблаговидных дел. Еще раз говорю, что затея Инсанова обречена на провал. Его речи по поводу оппозиции вызывают усмешку. Инсанов был самым большим хулителем оппозиции, он ее оскорблял: называл Ису Гамбара генетически больным, Рауфа Арифоглу – неандертальцем, Расула Гулиева – политическим СПИДом. Если сегодня он считает деятельность оппозиции удовлетворительной, то это называется слизывать сплюнутое. В судах находятся сотни жалоб людей, незаконно уволенных А.Инсановым.
Несмотря на решения судов, удовлетворяющих жалобы уволенных, А.Инсанов до своего ареста никого не восстановил. Были и такие, что жаловались в Европейский суд. Али Инсанов – человек, цинично игнорировавший законы. О какой несправедливости суда говорит он сегодня? Этот человек не служил Народу и Государству Азербайджана. Он служил только себе, своей семье, своим родичам.
- Может ли оппозиция на примере этого судебного процесса реанимировать закрытую тему «политзаключенных»?
- В Азербайджане нет проблемы «политзаключенных» и быть не может. И Али Инсанов не может предстать в образе политического заключенного. В его случае речь ведется о конкретных уголовных преступлениях. Вместе с тем, может быть и так, что подкупленные люди привлекут на награбленные средства кого-то из Европы - и все для того, чтобы с их помощью представить Али Инсанова политическим заключенным. Я уже вижу, как некоторые главы правозащитных организаций вступили в соревнование за возможность отличиться в этом деле. Этих правозащитников не интересуют рядовые нарушители законов. Другое дело - Али Инсанов. Здесь можно поживиться. Вот почему засуетились правозащитники и некоторые политики. Им надо создать ажиотаж. Но это дело уголовного свойства и такой его характеристике соответствуют обвинения и доказательства.
- Али Инсанов призвал оппозиционные партии к единству. Он даже адресовал И. Гамбару и Э. Мамедову послание, в котором заклинает их объединять и объединяться и со своей стороны обещает им поддержку. Может ли власть ожидать угроз от возможного союза этих политиков?
- У таких политиков и соответствующий патрон-вдохновитель. Кто они такие, чтобы могли объединить общество, если они не в силах худо-бедно сплотить свои партии? Забавно такое слышать. Сегодня азербайджанское общество мыслит солидарно и оно поддерживает Ильхама Алиева. Иса Гамбар, Этибар Мамедов и другие оппозиционные лидеры – вчерашние страницы истории, живые материалы архива. Присоединиться к ним, все равно что заточить себя в архив.
- Но ведь сегодня в центре внимания – вопрос о диалоге. Власть сама предлагает названной Вами «архивной» оппозиции диалог и сотрудничество.
- Мы готовы вести диалог с партиями и всегда говорили об этом. Однако сегодня нет партии, которая имела бы достаточный потенциал, позволяющий ей вести диалог с ПЕА. Они, как я уже сказал, представляют собой отребье - пять-шесть осколков без какого-либо потенциала. Их взаимоотношения также достаточно красноречивы.
- Партию «Ени Азербайджан», ссылаясь на казусы А. Инсанова и С. Тебризли, обвиняют в преследовании плюрализма, в нетерпимости к личному мнению. Говорят, что ПЕА идет путем Коммунистической партии...
- Я решительно не соглашусь с такими утверждениями. Не согласен потому, что Али Инсанов исключен по весьма уважительной причине. Не может оставаться членом партии человек, привлеченный к уголовной ответственности, – и согласно Конституции Азербайджанской Республики и уставу партии «Ени Азербайджан». Сирус Тебризли был исключен из партии за грубейшее нарушение требований устава. За нарушение устава карают не только в ПЕА. Так обстоит дело в Демократической и Республиканской партиях США, в Консервативной партии Англии, в Христианско-демократической, Социал-демократической партиях Германии и в партиях других стран. Не может оставаться в партии человек, ведущий борьбу против ее политической линии.
- Вы, стало быть, в решительной форме отрицаете разговоры об отсутствии плюрализма мнений в ПЕА?
- Именно так, в решительной форме. В ПЕА существует система демократического управления. В ПЕА наличествуют плюрализм мнений и принципы соблюдения строгих уставных требований. В ПЕА нет и следов анархии. Член партии должен выполнять свои обязанности, и если он их выполняет, то, следовательно, остается ее членом. В противном случае он должен покинуть партию. Мы никого в партии насильно не держим. Мы проявляям внимание к каждому члену ПЕА и в то же время каждый член партии обладает правом использовать силу и потенциал ПЕА. Каждый член партии должен выполнять шесть требований 6-й статьи Устава ПЕА. Не выполняющие этих требований не имеют морального права оставаться в рядах партии.
- В ряде органов печати довольно часто пишут о борьбе в рядах ПЕА между «старыми» и «новыми», прозападными и пророссийскими членами партии.
- В нашей партии нет такой борьбы. Эта информация не соответствует действительности. Сегодня ПЕА имеет конкретную идеологию, идеологические ценности и принципы – государственность, азербайджанство, законность. Эти положения являются ее главными принципами, и каждый член партии следует этим принципам. Сегодня ПЕА является партией, образующей сплав старшего и младшего поколений. В руководстве партии есть лица старше 70 лет и младше 30-ти. В каждой нормальной партии должен присутствовать дух обновления. Сегодня молодежь составляет 40 процентов всех членов ПЕА и. еще раз хочу сказать, что внутри партии никакой борьбы не ведется.
- Как обстоит дело с подготовкой к предстоящим президентским выборам 2008 года?
- В ПЕА объявлено о начале официальной кампании по выборам президента. В развитых странах мира избирательная кампания начинается за год или за полтора года до объявленной даты выборов. К примеру, в США выборы президента состоятся в ноябре 2008 года, но 4-5 месяцев назад уже были выдвинуты кандидаты. Это свидетельство долгосрочности самой избирательной кампании. Наша партия начала избирательную кампанию с конца прошлого года. Мы уже провели отчетно-выборные конференции в районных организациях, за исключением 5 организаций. В настоящее время начата работа по составлению большого документа - плана всей кампании. К месту будет сказано: мы думаем принять рекомендации некоторых международных организаций. К примеру, представители Института национальной демократии США и других международных организаций проводят семинары в избирательных штабах при районных и городских организациях ПЕА. Последующие мероприятия партии будут приняты и реализованы после разработки календарного плана всей избирательной кампании.
- Есть мнение, что выборы 2008 года будут серьезно отличаться от прежних. На этих выборах контроль международных организаций, Совета Европы будет более строгим и в этом смысле победа представителя власти не будет легким делом. Что Вы думаете об этом?
- Я тоже согласен с мнением по поводу отличия выборов 2008 года от всех предыдущих. Но не по названной причине, а потому что альтернативы Ильхаму Алиеву нет. Здесь наблюдается явление, не свойственное другим странам. К примеру, в США рейтинг популярности президента на выборах порой выше его рейтинга после выборов. Однако у нас, если рейтинг Ильхама Алиева в 2003 году равнялся 75-76 процентам, то сегодня он не упал, а стал выше, что свидетельствует о том, что президент верен своим обещаниям, данным избирателям. В азербайджанском обществе сформировался имидж Ильхама Алиева как президента, верного данному слову.
К. Гамидов, 1news.az