Али Ахмедов: «Оснований для включения Али Инсанова в список политзаключенных быть не может»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя и исполнительным секретарем партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедовым
- На завершившейся на днях сесссии ПАСЕ состоялись напряженные дискуссии, сопряженные с отчетом Азербайджана по принятым на себя обязательствам. В принятой ПАСЕ резолюции по Азербайджану существуют нелицеприятные моменты. В ней заявлено о расцвете коррупции, неполной сформированности демократической среды для выборов, реактуализации темы политзаключенных. О чем говорит эта тенденция в период вхождения Азербайджана в период очередных президентских выборов?
- Начну с того, что, по моему разумению, происходящее в ПАСЕ ни о чем не говорит. Полагаю, что одна из задач ПАСЕ заключается в том, чтобы, съезжаясь на определенные сессии, проводить обмен мнениями по отдельным странам. На моей памяти не было случая, чтобы на сессиях ПАСЕ или в его комитетах расточали похвалы какой-либо стране. Критические мнения по поводу положения в отдельных странах звучат постоянно – хоть в Совете Европы, хоть в ПАСЕ. Не надо искать за этими обсуждениями нехороших намерений. Здесь надо видеть положительные моменты. Сегодня та или иная страна сталкивается с проблемами, сегодня нет стран, в жизни которых не было бы проблем. Задачей всякого национального правительства является разрешение проблем по мере своих возможностей и в ритме, диктуемом временем.
С точки зрения сформировавшейся общей модели существуют стандарты, за реализацией которых следят соответствующие организации, они изучают состояние дел, выносят оценки, дают рекомендации. Их, этих рекомендаций, может быть больше или меньше, однако все это рабочие принципы международных организаций, в том числе ПАСЕ и не более того. Если бы ПАСЕ похвалил какую-то страну, то это было бы воспринято как едва ли ненормальное явление, потому что восхваление не входит в его обязанности. Задача этой организации воплощение единого стандарта – модели жизнеустройства, с одинаковыми принципами, подходами, структурами, ценностями. Если подходить с этой точки зрения к итогам весенней сессии, к критике и рекомендациям, то мы будем иметь перед взором иную картину. В ряде изданий оппозиционной печати рекомендации ПАСЕ Азербайджану расписаны в трагическом тоне. Думаю, что такое восприятие ложно и оно в целом присуще оппозиции как следствие ее своеобразного взгляда на проблемы. Это своебразие ее подхода привело к тому, что репутация оппозиции в глазах общественности снизилась до нулевой отметки.
Полагаю, что последние оценки и рекомендации ПАСЕ значимы для развития Азербайджана, для совершенствования здесь демократического общества. Само собой разумеется, что подходы могут быть различны. В этом смысле мы считаем, что во взглядах содокладчиков или других европарламентариев есть моменты, не вполне точно отражающие реалии. К примеру, мы неоднократно озвучивали нашу позицию по поводу «политзаключенных». Мы категорически против огульного причисления к категории «политзаключенных» лиц, заключенных под стражу или уже осужденных. Считаем неправильными попытки превращения этой темы в политически конъюнктурную в рамках столь представительной организации.
Следует, наконец, выработать универсальный механизм и единые критерии, по которым можно было бы определить политический характер судебного разбирательства. Этого нет. И поэтому мы имеем прецеденты субъективного толкования фактов и, соответственно, разительные несходства в определениях того, кого числить политическим заключенным. Не может признаваться справедливой позиция тех, кто руководствуется размытыми критериями и довольствуется корыстной информацией о политическом характере судебного процесса. В то же время государство не несет ответственности за невыполнение рекомендаций, данных на основе политконъюнктурных соображений. Хочу еще раз отметить, что ход последней сессии ПАСЕ, принятые там рекомендации не являются серьезным основанием для беспокойства. Правительство Азербайджана будет доказывать свою правоту и демонстрировать свою позицию во всеоружии аргументов.
- Вчера завершился процесс по делу Али Инсанова, вынесен приговор, впереди процесс по делу бывшего министра экономического развития Фархада Алиева. И тот, и другой пытаются представить судебный процесс как политический. Может ли ПАСЕ использовать их аргументацию и вынести вопрос о политзаключенных на свою сессию?
- Вот и вы намекаете на то, что всякому судебному процессу придается политический характер. Это само по себе свидетельствует о том, что политическая конъюнктура наличествует, что ее признаки налицо. Политическая окраска всякого судебного процесса либо есть, либо ее нет. И если некто стремится придать процессу политическую окраску, то, следовательно, ее нет. Если кто-то, будь-то чиновник, или еще кто-нибудь, предстал перед судом и его на основании весомых доказательств осудили, то отсюда не следует, что осужденный является политическим заключенным, как бы он себя не подавал и какие бы заявления не делал. Оснований для включения его в список политзаключенных здесь быть не может.
Что же до названных лиц, то они привлекались к суду за обнаружившиеся факты коррупции. Причисление их к политическим заключенным свидетельствует о намерении целеустремленно использовать судебные процессы в ущерб власти в Азербайджане. И позиция ПАСЕ, в случае принятия ею политического подхода, будет ошибочной. Принять бывших министров за лиц, преследуемых по политическим мотивам, игнорируя при этом коррупционную емкость дела, значит подвергнуть тотальному сомнению линию борьбы с коррупцией. Ведь ПАСЕ настойчиво декларирует необходимость борьбы с коррупцией и правительство Азербайджана серьезную борьбу с этой коррупцией ведет. Попытка определить сущность дела словом «политическое» в этом контексте выглядит нелогичной. Я могу прогнозировать, что в случае необходимости правительство Азербайджана предъявит достаточные аргументы для прояснения сути этих процессов.
- Как вы оцениваете приговор подсудимому А.Инсанову?
- Считаю приговор справедливым, что бы ни говорил А.Инсанов. Процесс проводился объективно, и приговор был также объективным.
- Инсанов подал в суд на вас, а также на заведующего общественно-политическим отделом Исполнительного аппарата президента А. Гасанова. Вы готовитесь к судебному разбирательству?
- Сабаильский районный суд принял к производству это дело и 24 апреля состоится первое заседание. Мои интересы будет защищать адвокат Икрам Ширинов. Считаю необходимым сообщить, что иск Инсанова безоснователен. В моих обвинениях на суде нет моментов, которые можно было бы считать оскорбляющими честь и достоинство. Я просто ответил на его клеветнические и вздорные заявления. Считаю, что суд полностью прояснит суть дела. Если кто-то думает превратить этот процесс в политическое шоу, то ничего не получится.
Камил Г., 1news.az