Вид на Ереван из Тбилиси
В странах Южного Кавказа начался предвыборный марафон.
Стартовала Армения. Следует л и ждать от парламентских выборов, намеченных на 12 мая, неожиданностей или даже «цветной» революции? В Ереване считают, что теоретически это возможно, но практически - нет. Не верить - оснований тоже нет. В Армении политическая ситуация несколько отличается от Грузии и Украины, где после выборов последовали «розовая» и «оранжевая» революции.
Роберт Кочарян, в отличие от Шеварднадзе и Кучмы, – президент энергичный, достаточно молодой и держит ситуацию в стране под контролем. Может возникнуть вопрос - почему сегодня акцент все чаще делается именно на фигуре президента, ведь выборы-то парламентские. Ответ известен: их результаты прямо проецируются на будущий ход президентской гонки, которая начнетсяв 2008 году. Именно этим можно объяснить и наметившийся ныне раскол в правящей коалиции. Отмежевался вместе со своей партией «Правовое государство» спикер Национального собрания Артур Багдасарян, считавшийся ближайшим соратником президента Армении. Он уже заявил, что собирается баллотироваться на пост главы государства и видитАрмению в Евросоюзе и даже в НАТО. Для дальнейшего же углубления евроинтеграции проведение свободных и справедливых выборов необходимо.
Нынешнее руководство Армении не собирается в Североатлантический альянс, равно как и идти против международных норм при проведении выборов в высший законодательный орган. В этом просто нет необходимости. Правящаякоалиция по-прежнему достаточно сильна. Входящие в нее Республиканская партия и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» - фавориты на предстоящих выборах.Так что вряд ли стоит ждать радикальных перемен во внешнеполитическом курсе Армении, ориентированном на Россию, во всяком случае, после парламентских выборов.
В Тбилиси, особенно на фоне ухудшения отношений с Москвой, не заинтересованы в ослаблении двусторонних связей с Ереваном. Именно поэтому соблюдается корректная форма невмешательства, скорее занята выжидательная позиция. В последний раз в Грузии были серьезно обеспокоены ситуацией в соседней Армении после теракта в здании Национального собрания 27 октября 1999 года - вскоре после выборов. Тогда действительно мало кто мог прогнозировать столь драматическое развитие событий, особенно имея в виду, что дислоцированные в Армении российские войска были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Сохранение стабильной ситуации в нынешней Армении, кроме того, спокойная, но всё же динамика в двусторонних отношениях вполне устраивают Грузию. Дело не только в возможной эскалации ситуации в Самцхе Джавахети, где компактно проживают армяне и где перманентно проявляются сепаратистские настроения. Просто этот регион подобен лакмусовой бумажке, определяющей уровень отношений Грузии с третьими странами. При этом официальный Ереван деликатно обходит эту тему, более того, президент Роберт Кочарян недавно заявил, что армяне, проживающие в Самцхе Джавахети на территории Грузии, должны знать грузинский язык. Грузинскому же руководству нужны партнёры в перспективном (в плане осуществления энергетических и транспортных проектов) регионе. А для Армении собственное геополитическое положение – ахиллесова пята.
Для страны, находящейся, по сути, в географическом тупике, Грузия – единственный выход во внешний мир. Большинство грузов, газ поступают через Грузию. За последние годы существенно возрос и объём товарооборота. Основные статьи импорта из Грузии – азотные удобрения, медикаменты, нефтепродукты (в сущности, это реэкспорт), вино, сахар. Основные статьи армянского экспорта - электроэнергия, цемент, яйца, кофе, сигареты, продукты питания (овощи, фрукты, кондитерские изделия).
Приток туристов из Армении на побережье Аджарии увеличивается с каждым годом. Достаточно эффективно протекает и процесс делимитации и демаркации армяно-грузинской границы. Учитывая объем работы, стороны достигли соглашения об интенсивном продолжении процесса с целью его скорейшего завершения. Протяженность общей границы - около 235 км. А вот на другой границе – между Грузией и Россией у армянских граждан проблемы возникли. Причина - напряженность в российско-грузинских отношениях. Контрольно-пропускной пункт Верхний Ларс российская сторона закрыла, а Армения понесла убытки. Для грузинской продукции доступ на российский рынок был заказан ещё раньше. Пострадали армянские абрикосы и не только... В экстренном порядке было принято решение задействовать железнодорожный паром Поти - Кавказ. В планах - использование автомобильной паромной переправы Новороссийск - Поти. Решением проблемы могло бы стать возобновление движения по абхазскому участку железной дороги Сочи - Тбилиси. Армянская сторона не скрывает своей заинтересованности в осуществлении этого проекта. Однако, как это не раз говорилось во время официальных визитов, понимает политическую сложность для Грузии этого шага. Открытым остаётся и вопрос присоединения армянской стороны к глобальным энергетическим проектам. Всё опять-таки упирается в большую политику. Партнёры Грузии в проектах «Баку-Тбилиси-Джейхан» и «Баку-Тбилиси - Эрзерум» - Турция и Азербайджан. С обеими странами у Армении напряжённые отношения, вернее, они практически отсутствуют. Однако в Тбилиси не теряют надежды полноценно задействовать Армению в планах, которые так или иначе должны сопрягаться с общеевропейскими проектами, коридорами «Север-Юг». Кроме того, необходимо использовать имеющийся потенциал в урегулировании территориальных конфликтов. Он действительно есть, учитывая дружественные отношения Грузии с Азербайджаном и наличие влиятельной армянской диаспоры в Абхазии.
Исходя из всего этого, напрашивается единственный вывод. От того, изменится ли расклад политических сил в Армении после 12 мая или там сохранится статус-кво, грузино-армянские отношения вряд ли трансформируются. Скорее всего, они останутся ровными, с оглядкой, но открытыми для сотрудничества в перспективе.
Мамука Арешидзе, директор Кавказского центра стратегических исследований (Грузия), член Экспертного совета РИА Новости