Расим Агаев: «Надо быть сильным, чтобы быть правым, такова логика современного мира»
Очередное посещение сопредседателями Минской группы ОБСЕ Азербайджана ознаменовалось очередными оптимистическими обещаниями.
Опять «тройка» - РФ, Франция и США - говорила о территориальной целостности Азербайджана, выводе войск из семи районов и, в целом, о подвижках на переговорах. Хотя пока не видно чего-то такого, что повлияло бы на аппетиты агрессора. Услаждать слух азербайджанских СМИ приятными иллюзиями стало любимым занятием дипломатических туристов Минской группы ОБСЕ. Один бессмысленный по форме и содержанию визит сменяет другой, и конца края этому нет. Хотя это вряд ли сказывается на настроениях самих сопредседателей. Кто откажется от столь приятных поездок по старому доброму маршруту - «балычек в Баку, коньячок в Ереване». А ведь пошел 17 год оккупации азербайджанских земель. О перспективах усилий международных организаций в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта мы беседуем с политологом Расимом Агаевым.
- Сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявляют, что Армения фактически готова вывести войска из оккупированных районов Азербайджана. Судя по этим заявлениям, Армения стала сговорчивой…
- Все обещания и разговоры сопредседателей Минской группы ОБСЕ вокруг карабахского урегулирования не несут в себе никакого нового ресурса. Все основывается на старых подходах и позициях, которые в принципе остаются незыблемыми. Азербайджан требует от Армении безоговорочного освобождения оккупированных территорий, после чего появится возможность сесть и поговорить о статусе Карабаха. Если сопредседатели говорят о том же, то за чем дело стоит?
Давайте выработаем механизм вывода войск и заселения азербайджанских территорий нашими беженцами. Думаю, что армяне вместе с сопредседателями МГ ОБСЕ тут лукавят. Потому что Армения всегда стремилась увязать освобождение территорий с вопросом о статусе Нагорного Карабаха. Они хотят на этом этапе переговоров застолбить какие-то положения, которые бы гарантировали необратимость процесса обретения Нагорным Карабахом статуса, который, может, формально и не присоединил бы его к Армении, но де-факто это будет осуществлено. Тем самым следующее поколение Азербайджана навсегда рассталось бы с идеей восстановления суверенитета республики над этой частью страны.
В этом смысле никого не надо вводить в заблуждение. Считаю, что позиция Азербайджана должна быть твердой и незыблемой в вопросе безоговорочного возвращения оккупированных территорий. Можно сделать оговорку о придании коммуникационных функций Лачинскому району. Требование безоговорочного возвращения территорий является законным в полном соответствии с международным правом и известными резолюциями ООН. Так что никаких условий тут не должно быть. И ставя какие-то условия, Армения демонстрирует свою агрессивную сущность. Удивительно, почему этого не замечают сопредседатели МГ ОБСЕ.
- Глава МИД Эльмар Мамедъяров говорит, что Армения должна осознать бесперспективность агрессии, оккупации азербайджанских районов. Но с чего такое осознание должно прийти в головы правителям в Ереване, которые на волне карабахского конфликта дорвались до власти?
- Осознание бесперспективности оккупации в наше время и в прошлом всегда было сопряжено с силой. Пока Армения не чувствует, что ее политика наталкивается на неприятие мирового сообщества. Если Армения почувствует, что эта политика приводит к изоляции, оборачивается против нее самой, и Азербайджан может, как говорится, плюнуть на все и вернуть свои земли силой, а для этого есть достаточно оснований, тогда Ереван поменяет тональность и направление разговоров. А сидеть и ждать, когда к Армении придет осознание пагубности агрессии, можно очень и очень долго.
Есть система политических и экономических мер, которые применяют в отношении той или иной страны, проводящей политику, не согласовывающуюся с международным порядком. Азербайджан при вступлении в Совет Европы принял на себя обязательства не начинать боевых действий. В этом случае нам необходимо продолжить политику экономической изоляции Армении, подорвать ее экономику и проводить политику, которая наносила бы соответствующий урон этой стране.
- Кстати, насчет обязательств, сильно ли будут «нервничать» международные организации, если Азербайджан начнет освобождать Зангилан, Губадлы, Агдам, Кельбаджар и т.д.
- Если начинать освободительную войну c опаской на то, что это каким-то международным силам не понравится, тогда уж лучше смириться с участью стороны, проигравшей войну. Есть наглядный пример - Египет, который, несмотря на давление со стороны, большие потери, освободил свои земли. То же самое - палестинцы. Факт остается фактом, современный мир уважает силу.
Возвращение территорий, прежде всего, покажет, что Азербайджан уважает собственный суверенитет. Мы должны рассчитывать на собственные силы. Пока же Азербайджан передоверил решение этой проблемы международным организациям, которые на этом деле делают политику, торгуются, наживаются, получают высокие оклады, поездки и пр. Это прекрасная работа. Который год международное сообщество оплачивает агрессию Армении в отношении Азербайджана и некоторые люди в международных организациях на этом немало зарабатывают.
- Азербайджан не скрывает, что стремительно наращивает боевую мощь. Может ли концентрация оружия в регионе ускорить боевую развязку?
- Если это - часть стратегии, твердого курса, какого-то плана Азербайджана, то этот фактор будет оказывать давление на Армению. Навязывание гонки вооружений будет истощать силы Армении, и оказывать на нее психологическое воздействие. Наш президент в принципе, будучи правым, акцентирует внимание на вопросах вооружения. Но надо показать усиление вооруженных сил, мощь армии, проводить маневры. Дело в том, что оружие само по себе еще не является гарантией победы. Так было во время октябрьской войны 1973 году на Ближнем Востоке. Тогда Советский Союз перебросил арабам оружие стоимостью в несколько миллиардов, но нужного эффекта арабы от этого не получили.
Так что надо наглядно показать, на что наша армия способна. Кроме того, надо поднять боевой дух народа, как это в свое время сделал Израиль. Кстати, Армения может и стремится наращивать собственное вооружение. Так как там царит состояние эйфории, в Ереване уверены, что их армия способна разгромить вооруженные силы любой страны, в ходе боевых действий отобрать оружие у нашей армии и пр. Военная акция Азербайджана должна быть победоносной. Так как поражение приведет к потере самоуважения. Победа же на поле боя принесет совершенно другой уровень национального подъема, возрождение таких элементов в национальном самосознании, ради которых стоит подарить абсолютную власть тому, кто выиграет этот бой.
Джейхун Наджафов, 1news.az