Серьезная опасность для биоразнообразия Каспия - инвазивные виды-вселенцы
Исторически Каспийское море имело более 70 названий, а иногда одновременно несколько. Среди более недавних названий – Каспий, Хазар и т.д. по названиям племен и народностей, населявших побережье моря. «Каспий», одно из двух наиболее распространенных в наше время названий, происходит от каспийцев, племен «бледнолицых», которые жили на юге тысячи лет назад.
Другим распространенным названием является «Хазар», от хазаров, тюркского полукочевого народа из Средней Азии, основавшего в VII веке независимое государство на Каспии и Кавказе и правившего территориями восточной Украины, Азербайджана, южной России и Крыма. Этимология слова «хазар», по-видимому, связана с тюркским глаголом «странствовать».
Исторически Каспийское море служило домом для самых разных племен и народов, от ранних жителей – мидийцев, (туркмен) турков, ассурианцев (персов). Разные народы принесли с собой разные культуры, религии, ритуалы, от православного христианства до различных исламских сект и легализации буддизма, создали многоязыковые сообщества. Именно поэтому в наше время Каспий стал синонимом социально-культурного многообразия.
Биоразнообразие Каспийского региона связано с его историей и географическим расположением. Число эндемичных водных таксонов впечатляет – 400. На Каспии 115 видов рыб, некоторые из которых являются анадромными и мигрируют на нерест в реки. Среди них наиболее известными являются семь видов и подвидов осетровых, которые веками были ценным хозяйственным ресурсом. Каспийский тюлень–эндемик, один из двух существующих в мире видов пресноводных млекопитающих, (другой вид обитает на Байкале) и единственный обитающий на Каспии вид. Прибрежные водно-болотные угодья, включая озера, многие из них – соленые, привлекают разные виды птиц. В течение года птицы в больших количествах встречаются на Каспии и вокруг него; во время миграций их число значительно возрастает, птицы занимают обширные дельты, мелководья и водно-болотные угодья.
Каспий всемирно известен своими рыбными запасами и особенно икрой каспийских осетровых. Рыбные ресурсы моря известны во всем мире, являясь основным источником белков в рационе населения побережья. Потребление сардин, кильки и осетровых имеет большое значение для региона.
Рыбный промысел играет важную роль в экономике прибрежных государств. Экономика прибрежных областей России в значительной степени зависит от каспийского промысла; годовой улов Российской Федерации составляет половину от общекаспийского. Рыболовецкие флотилии Ирана промышляют на Каспии выловом осетра, кефаль и сельдь. Суммарный улов сельдевых на Каспии за последние два десятилетия повысился из-за увеличения промысла этого вида, тогда как улов осетровых в значительной степени снизился.
Богатство экосистем в регионе, включая водно-болотные угодья, реки, равнины и пастбища, прекрасное побережье и эстуарии, открывает хорошие возможности для экотуризма. Многокилометровые песчаные пляжи, уникальные водно-болотные угодья и дремучие леса в сочетании с историческими памятниками и захватывающими дыхание прекрасными видами могут привлечь огромное количество туристов.
В период миграции птиц прибрежные водно-болотные угодья привлекут тех, кто интересуется экологией; туристов можно будет направить в специально отведенные места и позволить насладиться красотой и изобилием охраняемых экологических ресурсов. При соответствующем планировании и руководстве экотуризм такого рода может стать не только источником дохода, но и прекрасным механизмом обучения, способом повысить информированность как местной, так и зарубежной общественности. Однако пока нет должного планирования развития экотуристического потенциала региона. Но существующие особо охраняемые природные территории дают уверенность в решении этой проблемы в ближайшем будущем. На побережье Азербайджанского сектора Каспия Абшеронский Национальный Парк, созданный для сохранения эндемичного вида Каспийского тюленя и Ширванский Национальный Парк в котором ныне обитают около 10 тыс. голов джейрана, Гызыл-Агаджский Государственный Природный заповедник, попавший в Рамсарский список, как уникальное вводно-болотное угодья, на базе которого предусмотрено создать Национальный парк и новый, проектируемый Самур-Яламинский Национальный Парк, отличающий своеобразными лесами прямо на берегу моря.
Серьезной проблемой для биоразнообразия Каспия сегодня можно считать видов вселенцев, о которых мы хотели бы информировать читателей.
Ненамеренное вселение гребневика Mnemiopsisleidyi, присутствие которого на Каспии отмечалось в течение последних нескольких лет, является главным примером нанесения ущерба биоразнообразию. Этот организм представляет собой потенциальную угрозу, возможно, самую серьезную и опасную из когда-либо существовавших в этом водоеме, и может привести к необратимым изменениям в составе каспийского зоопланктона.
Mnemiopsisleidyi (A.Agassiz) относится к лопастным гребневикам типа Ctenophora, класса Tentaculata, отряда Lobata, семейства MnemidaeEsch. Естественный ареал распространения – прибрежные воды северо-западной части Атлантического океана.
Для этого вида характерно наличие двух больших подвижных лопастей, называемых оральными, под которыми расположены 4 малые лопасти – аурикулусы. На ротовом конце тела имеется щупальцевый аппарат. Мнемиопсис является свободноплавающим, генетически морским животным, тело которого на 96.6% состоит из воды. Тело прозрачное (лишь у крупных экземпляров может появиться молочный оттенок), студенистое, по форме напоминающее грецкий орех.
Максимальные размеры его в Среднем Каспии 26-30 мм, а биомасса 0,2 мг/м3; в Южном Каспии 46-50 мм, а биомасса 0,29 мг/м3. Способность гребневика размножаться в широком диапазоне температуры и солености воды позволяет ему заселять водоемы, малопригодные для обитания других морских животных. Диапазон переносимых температур колеблется от 0,7 до 32-35оС; солености – от 3,4 до 70-75о/оо. Мнемиопсис обладает высокой репродуктивной способностью. Будучи самооплодотворяющимся гермафродитом, жизнеспособное потомство может дать одна-единственная взрослая особь. При хороших условиях он способен давать взрывную численность. Наибольшее количество яиц от 2 000 до 14 000 шт. продуцируют самые крупные особи, а через 13 дней после вылупления, достигнув длины 26 мм, молодые животные уже сами способны выметывать яйца. Количество продуцируемых яиц находится в тесной зависимости от обеспеченности пищей. Гребневик относится к категории пассивно-активных хищников с широким пищевым спектром. Он потребляет крупные копеподы, икру и личинок рыб, молодь медуз, может усваивать растворенное органическое вещество. В водоемах гребневик почти полностью выедает зоопланктон, включая мезопланктон, икру и личинок пелагофильных рыб. Планктонные микроводоросли Мнемиопсис потребляет неактивно, видимо, фитопланктон заглатывается им попутно, с другой добычей. Согласно мнению большинства ученых, исследующих питание гребневика, он способен питаться любыми организмами. При высокой концентрации корма он не переваривает заглоченные организмы полностью, а выбрасывает их в окружающую среду в виде слизевых комочков и продолжает ловить жертву, изрыгая большое количество непереваренной пищи. Пища – один из основных факторов, лимитирующих пространственное и временное развитие гребневика.
В водоемах естественного ареала мощность популяции Мнемиопсиса контролируется рядом паразитов и хищников, запасом пищи и снижением температуры зимой. Его хищниками являются сцифоидные медузы выедающие до 51% его биомассы; другие гребневики, а также такие виды рыб как треска, пикша и др.
Ml– желетелый гребневик (ктенофора), изначально обитавший в солоноватых водах юго-западного побережья Америки; он был занесен сначала в Черное море, а затем в Каспийское балластными водами морских судов. Десять лет назад, вселившись в Черное море,Mlистощил его рыбные запасы; теперь та же опасность стоит перед Каспием. Численность кильки и других ценных видов рыб и возможное воздействие на кормовую базу каспийского тюленя и осетровых вызывает озабоченность экологов, работников рыбного хозяйства.
Исследования показывают, что численность и биомасса вселенца в Среднем Каспии насчитывалось 8,9 шт./м3 и 0,4 мг/м3. Максимальная численность и биомасса обнаружена в Гилязинском разрезе, а минимальная в Мугтадире. Это доказывает, что Мнемиопсис эвригальный и теплолюбивый. В Южном Каспии численность и биомасса составляли 36,8 шт./м3 и 5,0 мг/м3. В Бяндоване численность, а в Шахагадже биомасса превышала. Исследования показывают, что в Южном Каспии экологическая обстановка более приемлемая для развития вселенца и они обитают в основном более чем 10 м глубинах.
Учитывая характерные качества организма и скорость его распространения, ученые региона решили найти организм, который съедает Мнемиопсиса. В Черном море был применен гребневик Beroya Ovata, который способствовал решению проблемы, но как этот организм будет действовать на Каспии, если учесть, он является замкнутым водоемом, не будет ли создана новая проблема? Над этим в данный момент думают ученые Прикаспийских стран и по имеющимся данным, Иран уже начал вселять этот организм для исследования. А как обстоят дела в Азербайджане? Надеемся, наши ученые тоже скажут свое слово, ибо мы должны знать, что у природы нет границ, а Каспий всегда служил людям. Но сегодня он нуждается в нашей помощи, и мы должны откликнутся на его зов.
Гюльшен Гусейнова
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции