Ульви Гасанзаде: «Мы пытаемся объединить конструктивно мыслящую и патриотически настроенную молодую интеллектуальную элиту страны»
Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем группы«Национальные стратегии» Ульви Гасанзаде
При Институте по правам человека Национальной академии наук Азербайджана сформирована и начала свою деятельность первая в стране молодежная аналитическая группа «Национальные стратегии».
- Прежде чем мы приступим к вопросам о деятельности в рамках аналитической группы, хотелось бы узнать побольше о вас. Сколько вам лет, чем занимаетесь по жизни и каким образом вы стали участником проекта молодежной аналитической группы?
- В Азербайджане огромное количество молодежных организаций. Все они стандартно формируются под критерии общественно-политической повестки дня страны. Эти организации, возможно, активны и интересны. Но ни одна из них не формирует эту повестку дня, не может влиять на нее, не может грамотно и четко давать прогноз на перспективу. Эти организации - сателлиты конкретно сложившейся ситуации. И это при том, что мозгов и образования у молодежи страны, патриотизма и искренней веры в будущее Азербайджана вполне достаточно, чтобы стать серьезным фактором общественно-политической жизни страны, поддерживающим реформаторский курс главы Азербайджанского государства.
Осознавая этот факт, я с большим энтузиазмом включился в проект, инициированный Институтом по правам человека НАН по созданию первой молодежной аналитической группы в стране.
Нас пока не много. Это ребята в возрасте от 18 до 23 лет, умеющие масштабно и интересно мыслить, в основном гуманитарии. В этом контексте сообщаю возраст - мне 18 лет, студент факультета международных отношений БГУ.
- Кто автор идеи?
- Идея создания молодежной аналитической группы (МАГ) возникла в прогрессивных академических кругах. Институт по правам человека Национальной академии наук - первый серьезный «мозговой центр» современного типа, созданный на территории страны. Здесь работают многие уникальные проекты, в том числе международного характера, непосредственно связанные со стратегиями демократического развития страны. Поэтому не удивительно, что именно здесь оформилась идея создания молодежной аналитической группы. Мы работаем в непосредственной взаимосвязи с Центром политической безопасности ИПЧ НАН. Во многом благодаря этим факторам есть уверенность в нашем успешном будущем.
- Расскажите об основной миссии вашей организации.
- Миссия проста…. Мы пытаемся объединить интеллектуально продвинутую, конструктивно мыслящую и патриотически настроенную молодую интеллектуальную элиту страны. Тем, кому нужна поддержка, нужно общение и совместная работа во имя будущего страны и самих себя, конечно. Площадок для самореализации такой молодежи в наше время не так уж и много. Время одиночек и индивидуалистов прошло, пришло время интеллектуальных корпораций молодежи.
Мы очень надеемся овладеть технологиями строительства средне- и дальнесрочных схем планирования для Азербайджана, надеемся участвовать в их реализации. Мы уверены, что именно через будущее должно строиться настоящее Азербайджана.
А одной из конкретных целей нашей группы является формирование научной, образовательной площадки, которая позволит молодым людям приобрести профессиональные знания, навыки и опыт, необходимые для активного участия в общественной жизни и создания своего будущего.
- Есть ли в мире удачно реализованные аналогичные проекты подобного характера?
- Несомненно. Подобные структуры существуют в развитых странах мира, в рамках деятельности ведущих университетов и научных центров. Первая подобная экспериментальная молодежная лаборатория создана теперь и в Азербайджане при серьезном академическом институте.
- Сегодня Францию сотрясают уличные бои молодежи с представителями правоохранительных структур. На ваш взгляд, насколько взрывоопасен молодежный материал государств?
- Идеализм и стремление к справедливому миру, похоже, является основным источником мотивации активности молодежи в политике. Немотивированное насилие государства, попрание прав социально не защищенных молодежных слоев – мощный стимул для сопротивления.Тому подтверждение - события во Франции. Тут много интересных моментов для размышлений.
Если говорить о «взрывоопасности», то все, в конечном счете, зависит от конкретной общественно-политической, социально-экономической ситуации в конкретной стране. Зависит от политической системы, от ментальных особенностей народа, эту конкретную страну населяющего. Сравнивать настроения молодежи той же Франции и, к примеру, Ирана не совсем верно.
Забыл добавить – очень многое, конечно же, зависит от замыслов основных игроков политического рынка. Помните слова отца октябрьского переворота 1917 года Владимира Ленина по этому поводу?
«Для успеха революции необходимы три вещи: организация, организация и еще раз организация. Я добавлю к этому: нужна молодежь, молодежь и еще раз молодежь. Почему? Потому что молодые – энтузиасты, они смелы и власть мало может воздействовать на них: у них нет ни детей, ни работы, ни богатства, им нечем дорожить».
Выводы делайте сами.
- Как вы оцениваете положение молодежного движения в Азербайджане?
- Как такового, молодежного движения как единой системы в Азербайджане не существует. Попытаюсь классифицировать видимые фрагменты молодежного мира страны.
Есть молодежные организации, активно приспособленные под нужды той или иной политической партии. Это электоральные организации. Деятельность их, откровенно говоря, не слишком эффективна по меркам сегодняшнего дня – они вписаны в истеблишмент своей политической структуры и действуют скорее как явные или не слишком явные функционеры собственной партии.
Есть самостоятельные молодежные организации, находящиеся, скажем так, в «свободном плавании». Это активные, информационно броские структуры хотя бы по той простой причине, что преследуют цели такого репутационного синтеза – политического и финансового характера.
Есть молодежные организации сетевого характера закрытого типа, объединяющие исключительно «своих». Это либо религиозные, либо культурально-образовательные «нетворки».
Это нормальная и вполне естественная ситуация для страны молодой демократии. С другой стороны, вот уже 13 лет действует программа молодежной государственной политики, в контексте которой видится высокий уровень внимания правительства и лично президента Азербайджана к проблемам молодежи.
Проведение ценностно-качественного анализа национальной молодежи, исследования их жизненных приоритетов и мироощущения является основой, которая должна лежать в практических действиях государства. И тут государству еще предстоит многое сделать.
Рашид Гулурзаев, 1news.az