Гасан Мамедзаде: «Если МКГ пытается выглядеть объективной до конца, то она должна более взвешенно подходить к Карабахской проблеме»
Эксклюзивное интервью 1news.az с советником отдела международных связей Администрации Президента Азербайджана Гасаном Мамедзаде
- Каково ваше мнение о последнем отчете Международной кризисной группы о Карабахской проблеме?
- Хочу отметить, что уже само внимание Международной кризисной группы к карабахской проблеме является положительным аспектом. Однако в отчетах этой организации порой встречаешь необъективный подход к данной проблеме. Если эта организация пытается выглядеть объективной до конца, то она должна более взвешенно и реально подходить к этой теме. А реальность такова, что Армения оккупировала азербайджанские территории и не намерена уходить. Несмотря на то, что Международная кризисная группа опубликовывает уже свой третий отчет по этой проблеме, там все-таки находят место моменты, не отражающие наши интересы.
- В последнем отчете этой организации также указывается на реальность начала военных действий между Азербайджаном и Арменией. Даже называется конкретный срок - 2012 год. Что вы думаете об этом?
- Вы знаете, авторы этого отчета несколько раз упоминают 2012 год, но на чем основывается их прогноз, они так и не указывают. Эксперты МКГ прогнозируют,что Азербайджан свои нефтяные доходы может направить на вооружение и тем самым решить этот конфликт военным способом. Нужно отметить, что наша страна подверглась агрессии и имеет полное право освободить свои территории любым путем. Но нас хотят убедить в том, что мы должны пойти на компромисс. Компромисс возможен лишь в том случае, если агрессор уйдет с наших территорий. А покуда этого нет, Азербайджан вправе использовать все методы для восстановления своей территориальной целостности.
- Вам не кажется, что многие международные организации и великие державы, призывая нас к компромиссу, проявляют христианскую солидарность с Арменией?
- Я не стал бы эту проблему переносить в религиозную плоскость. Но вместе с тем, к сожалению, должен отметить, что пока армяне опережают нас в информационной войне. И в результате этого они доводят до международного сообщества лживую и не на чем не основанную информацию о карабахском конфликте. Но я надеюсь, что в своих последующих отчетах МКГ не допустит больше тех ошибок, которые она допустила в предыдущих.
- В этом отчете также отмечается, что власти обеих стран используют карабахский конфликт в своих целях. Каково ваше отношение к этому вопросу?
- Известно, что нынешний президент Армении Роберт Кочарян пришел к власти на волне карабахского конфликта. Поэтому не удивительно, что, используя именно карабахскую карту, Кочарян и его команда свергли тогдашнего президента Армении Левона Тер-Петросяна и теперь, снова разыгрывая эту карту, хотят передать власть Сержу Саркисяну. А что касается Азербайджана, то руководство нашей страны никогда не использовало эту тему для политических целей.
- А как вы думаете, война снова может начаться?
- Пока сохраняется нынешнее состояние, очень высока вероятность начала военных действий. Чаша терпения у нашего народа переполнилась и поэтому трудно прогнозировать, что будет дальше. Однако наш президент считает, что пока есть возможность, мы должны продолжать мирные переговоры, и если они не дадут результата, то Азербайджан вправе использовать любые методы, в том числе и военный, для возвращения наших территорий. Такова позиция Азербайджана и считаю, что она справедлива.
- Но как быть дальше, ведь мы же соседи с Арменией и когда-нибудь сможем с ней мирно сосуществовать?
- Конечно, мы соседи и географию не изменишь. Однако Армения сама должна осознать бесперспективность своей агрессивной политики и отказаться от нее.
Только в этом случае можно говорить о каком-то мирном сосуществовании с Арменией в будущем.
- В этом отношении какую роль может сыграть гражданское общество?
- Может, конечно, сыграть определенную роль, но как показывает практика других конфликтов, оно не может стать решающим фактором в решении проблем. Для решения подобных конфликтов нужна политическая воля, которой у Армении нет. Только после этого можно говорить о примирении между народами и странами.
Эмин Расулов, 1news.az