Завершается реконструкция Музея истории Азербайджана
Интервью 1news.az с директором Музея истории Азербайджана, членом-корреспондентом Национальной академии наук Наилей Велиханлы
В эти дни сотрудники Музея истории Азербайджана готовятся пригласить первых посетителей ознакомиться с новой экспозицией в его залах, появление которой ознаменует собой начало второй жизни этого учреждения - одного из национальных достояний азербайджанского народа.
Подготовка к этому событию началась три года назад, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев поручил Кабинету министров республики приступить к его реставрации.
Задание было буквально безотлагательным – ведь за полвека своего существования музей утратил былую привлекательность и не только потому, что обветшал особняк Зейналабдина Тагиева, в котором он размещался.
Однако тогда, когда уже можно говорить об окончании этой масштабной работы, директор музея, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана Наиля Велиханлы не спешит принимать поздравления. Отмечая, что на стадии завершения лишь реставрация помещения, она авторитетно заявляет, что для историков работа только начинается – ведь музей, входящий в систему Национальной академии наук, давно уже должен работать на основе абсолютно новой концепции, а это предполагает огромные преобразования…
Помнится, небольшой штат сотрудников музея начиная с 50-х годов ХХ века сделал практически невозможное, чтобы воспроизвести более или менее достоверную картину прошлого своего народа – ездили на нефтяные промыслы, копались на свалках железнодорожных мастерских, в архивах учреждений, обходили дома известных общественных деятелей, копошились в семейных архивах, всякий раз испытывая огромную радость, отыскав вещи, знакомство с которыми позволит воссоздать подлинные картины прошлого.
Первые карты и книги, одежда старых фасонов, образцы старинных тканей и ковров, форма служащих разных ведомств, посуда, бланки, фотографии первых дипломированных специалистов, инструменты и другие предметы, которыми они пользовались, – все это стало основой первой же подготовленной для публичного показа экспозиции.
Параллельно шла закупка представляющих музейную ценность вещей у населения – драгоценностей, ковров, образцов народной вышивки…
Постепенно именно стараниями энтузиастов и при материальной помощи государства число экспонатов превысило 250 тысяч единиц хранения, сгруппированных в богатейшие по своей уникальности фонды. Нумизматический, этнографический, археологический, драгоценных металлов и другие фонды, в которых сосредоточились сохранившиеся образцы старинной утвари, одежды, редчайшее собрание монет со всех концов мира, фотографии, подлинные документы, личные вещи известных личностей и многое другое, стали достоянием азербайджанского народа.
При этом, прежде чем стать музейным экспонатом, каждый предмет подвергался тщательному изучению специалистами, но зато обоснованно занимал место в собрании редкостей, которые имели право представлять "свою" эпоху, помогая людям больше знать о предках, гордиться ими и ценить то, что наш народ получил в наследство от них.
Популяризации материалов музея во многом способствовала большая научная работа, которую вели его сотрудники, готовившие диссертационные исследования, публиковавшие труды по многим отраслям знаний, устраивавшие тематические выставки, в том числе и выездные, а также многочисленные экскурсии для граждан, проявлявших огромный интерес к истории азербайджанского народа.
- Что же случилось потом? Почему к 90-м годам это еще недавно выдающееся учреждение превратилось в болото? Почему до минимума свернулись научные исследования, заглохла экскурсионная работа, а в условиях полной безответственности стали портиться, а потом и пропадать ковры, картины, образцы старинной одежды и другие ценности, поиск которых так и не дал результатов?
Отвечать на все эти вопросы – дело неблагодарное и бесполезное – так я поняла реакцию на них Наили ханым Велиханлы, да и без ее ответов было видно, как за прошедший век разрушался из-за варварской эксплуатации уникальный тагиевский особняк с его венецианскими зеркалами и стеклами, богато декорированными полами и потолками. Здесь прогнили трубы водопроводной, канализационной и отопительной систем, протекли крыши, повредив штукатурку и росписи во всех без исключения залах и комнатах верхнего этажа, рассохлись когда-то массивные двери и оконные переплеты, поставив под угрозу сохранность уникальных экспонатов.
Подлинное возрождение этого объекта культуры началось после того, как президент нашей страны Ильхам Алиев, отлично понимающий, какую роль могут и должны играть музеи в повышении самосознания граждан и престижа Азербайджана в мировом сообществе, издал специальное распоряжение «Об улучшении музейного дела в Азербайджане», обеспечивающее им государственную заботу.
Можно долго и много рассказывать о том, каким дорогим и высококвалифицированным реставрационным работам подверглось за прошедшие с тех пор три года здание, как оборудованное современными коммуникациями – сигнализацией и отопительными системами, вентиляцией и освещением - оно обрело все возможности усовершенствовать условия для хранения ценностей и работы персонала.
- За чем же стало дело сегодня? – спрашиваю Наилю ханум.
- За самым главным - музей начинает работать по новой концепции и по новым технологиям!
- А что это означает?
- Проводится полная инвентаризация фондов, создается компьютерная база данных по каждой единице хранения. Теперь у нас есть возможность организовать работу сотрудников и обслуживание посетителей на совершенно новом уровне. Но главное - перемены мировоззренческие. В условиях изменившихся понятий о приоритетах они и составляют предмет той самой заботы, которая становится наиболее трудоемкой и кропотливой.
- А если конкретнее?
- Под иным углом зрения будут отбираться материалы для экспозиции -
сами знаете, как изменились оценки событий и поступков личностей, их совершавших. В экспозициях будут показываться наиболее важные материалы. Что-то отправится в запасники, что-то войдет в компьютерные базы данных.
- А еще?
- Мы очень довольны тем, что во дворце нефтепромышленника и мецената Зейналабдина Тагиева, наконец, создали его мемориальный отдел – апартаменты самого владельца особняка, человека трагической судьбы, сыгравшего большую роль в жизни своей родины и многих соотечественников, дух которого витает в этом помпезном, с богатым вкусом построенном им на заре ХХ века задании.
- Надо полагать, новые поколения наших граждан воспримут все проделанное в Музее истории Азербайджана как дорогой подарок…
- Надеюсь! Очень надеюсь!
Галина Микеладзе, 1news. az