Шамиль Фатуллаев: «Архитектура - гордость Азербайджана» | 1news.az | Новости
Lifestyle

Шамиль Фатуллаев: «Архитектура - гордость Азербайджана»

13:04 - 01 / 04 / 2008
Шамиль Фатуллаев: «Архитектура - гордость Азербайджана»

Шамиль Фатуллаев  рассказал миру о ней все и даже больше

В эти дни, когда столица Азербайджана, наш красавец Баку практически превратился в строительную площадку, многие обыватели с осуждением судачат о том, что разбогатевшие предприниматели варварски уничтожают ауру любимого города. Но так ли это?

 В корне изменившей свой облик и ставшей в начале минувшего века одним из красивейших городов мира столице Азербайджана действительно есть чем гордиться, однако свой новый облик она обретала в нешуточной борьбе с ревнителями сложившегося к тому времени уклада и ретроградами, и это вовсе не секрет! В выдающихся трудах наших ученых зафиксированы и драматические страницы нашей истории – уж они-то знают, как все это происходило… И как этим распорядилась жизнь!

Не случайно именно сегодня я то и дело вспоминаю свои встречи с членом-корреспондентом НАН Азербайджана, заслужившим самые престижные регалии мирового уровня ученым Шамилем Сейфулла оглу Фатуллаевым, досконально и объективно ознакомившим не только нас, но и мир с проблемами архитектуры и градостроительства в Азербайджане в конце ХIXи начале ХХ веков и, испытывая большое желание узнать, что он думает о происходящем, направляюсь в Институт архитектуры и искусств, где Шамиль Фатуллаев, ученый с мировым именем, заслуженный и авторитетный  человек работает заведующим одним из отделов.

В огромном здании Академии наук Азербайджана, как и в помещениях многих других общественных организаций прихорашивающегося Баку идет капитальный ремонт, и потому кабинеты большинства научных институтов пустуют. Говорят: «Кто-то работает дома, в библиотеках, архивах, лабораториях или на других объектах – не станут же сотни сотрудников дышать пылью отбиваемой штукатурки, сновать между кипами строительных материалов и ящиками с поступающим новым оборудованием, в страхе споткнуться об развороченную арматуру…

В этих условиях большой ученый, обладатель многих престижных регалий Шамиль муаллим вполне мог бы оставаться дома – кто упрекнет его в равнодушии или желании расслабиться! Однако же и сегодня, стоически пробираясь к своему рабочему месту, он предпочитает не замечать неудобства - обшарпанные стены, убогую мебель кабинетика, сквозняки -  день за днем он спешит туда, где, его всегда ждет много дел – не простых, но таких важных – как без них…

Более десяти лет назад мне уже доводилось встречаться и беседовать с ученым, но, как показалось, за прошедшие годы здесь мало что изменилось.

Вот они, документы на полках, папки с его рисунками на столе, давно изданные книги и рождавшиеся в трудоемких поисках ответов на вопросы исследователя давно уже готовые к изданию и ждущие своей очереди рукописи, названия которых сразу же напоминают о том, что архитектура как наука вбирает в себя множество аспектов, берущих начало в далекой древности. Что ученый, тем более изучающий ее в историческом аспекте, мыслит глобальными категориями и занят куда более серьезными проблемами, чем вопрос, с которым шла сюда я, чтобы поговорить, как мне казалось, о насущном…

- Шамиль Сейфуллаевич! Вижу среди ваших трудов новинку – как вам удалось напечатать свой труд «Архитектурная энциклопедия Баку» - издание в 510 страниц со множеством фотографий и рисунков на дорогой мелованной бумаге ныне дело дорогое и это настоящее событие.- Такая тема для беседы мне показалась более достойной столь маститого собеседника, как Шамиль Фатуллаев.

- Оно увидело свет благодаря Международной академии архитектуры стран Востока, президентом которой я являюсь, а также ряда компаний и организаций, за что выразил им особую благодарность, - ответил он, ласково погладив изящный беленький томик.

- А почему на обложке указано, что автор Ш.С.Фатуллаев-Фигаров?

- О, это не простая история…

- Она имеет отношение к вашей профессии?

- Возможно…

…Огромный семейный клан Фигаровых владел особняками в Баку, в стенах которых долгие годы сохранялись национальные традиции в убранстве жилища, в человеческих отношениях, уважение к общим корням и стремление к высотам культуры. Поэзию застывшей в камне архитектуры, пережившей в Баку в начале ХХ века пору самого пышного расцвета, начинающий исследователь видел прежде всего населенной живыми свидетелями далекой и достойной старины, которую любил и знал изнутри.

Но, увы… Его самые ближайшие родственники по отцу и по матери – Тагиевы, Ханларовы, Гаджинские, Агаевы и другие на себе испытали тяготы смутного времени, лишившего их не только имущества, но и пытавшегося сломить чувство гордости, выбить из-под ног почву и обречь на унизительное существование. Чтобы уберечь хоть одного из наследников от крушившей все лучшее ежовщины, дед по матери сменил мальчику фамилию, сделав его Фатуллаевым, то есть его, Фатуллы, сыном.

- А теперь вам хочется восстановить справедливость хотя бы по отношению к своему отцу?

- Пожалуй, именно так можно обозначить чувства, которые испытывал всю жизнь…

- А как начиналась для вас архитектура? Ведь сегодня в мире ученых вас называют живой энциклопедией…

- Знаете, более полувека я скрупулезно изучал и продолжаю изучать  проблемы зодчества и градостроительства, а в неразрывной связи с ними - историю своего народа, среду его обитания, философию и быт, развитие городов и культовых сооружений, эстетику. Наверное, что-то накопилось…

- Многие изучали и занимались, однако же…

- Заразившись интересом к научным исследованиям уже в годы учебы в Азербайджанском индустриальном институте, все недолгие месяцы студенческой практики и каникул я проводил в архивах и библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси. Там за грудами папок с пожелтевшими «единицами хранения» практически первым обратил внимание на бумаги, тщательное изучение которых позволяло не просто выстроить цепочку значимых событий, но оценить по достоинству то, чем мы владеем. Очень захотелось сохранить на века благодарность тем, кто сделал столь богатой среду обитания моего народа.

- Это в годы учебы, а на практике?

- В середине пятидесятых как раз при Управлении по делам архитектуры Совета министров Азербайджана были организованы реставрационные мастерские, и для меня, молодого специалиста открылся широкий горизонт. Абшерон, Шуша, Шамаха, Нахчыван, Гянджа – маршруты служебных командировок, а там – заброшенные мечети, полуразрушенные пиры, покрытые пылью веков развалины древних строений – столько свидетельств развитой архитектуры в прошлом! Я сам все фотографировал, зарисовывал с натуры, обмерял, а потом искал исторические материалы об этих объектах – это очень увлекло.

- По мнению обывателей, зодчий должен создавать проекты, строить дома – свои проекты, свои дома…

- Попытку заняться этой работой я предпринял: на какое-то время перешел рядовым архитектором в Бакинский проектный институт, а там даже успел спроектировать два павильона – один для продажи мороженого, другой – под читальный зал, что по соседству с филармонией там, где начинается роскошный парк.

Построенные по моим проектам они и сегодня живут и «работают». На фасаде читального зала недавно появилась замечательная надпись: «Дом поэзии Вахида»!

- Павильоны и стали вашей лептой в облик нашей столицы?

- Наступило время «хрущевок» - это не для меня. Ушел туда, где нужно было работать с историческими материалами - стал аспирантом в системе АН республики. Тему избрал неразработанную и рискованную: «АрхитектураXIX– начала ХХ века» - периода, который тогдашние идеологи не постеснялись назвать «временем упадка архитектуры в Азербайджане»!

- Упадка, подарившего все лучшее, что украшает азербайджанскую столицу по сей день и восхищает всякого, кто приезжает сюда!

- Представьте себе… Именно на рубеже XIXи ХХ веков Азербайджан переживал золотую лихорадку. Здесь разрабатывались нефтеносные месторождения, создавались промышленные производства, бурно застраивались города, но все это происходило в эпоху капитализма, а потому на долгие годы было объявлено ненавистным.

- А тема эта практически всю жизнь питает вас находками и открытиями…

- Да, они даются ценой нелегких поисков и преодолений, но это мой выбор!

- Слышала, что вы иногда говорите молодым ученым: Спрашивайте меня, пока жив!». Спрашивают?

- Не так часто, как хотелось бы…

Так может ответить лишь ученый, который любит делиться знаниями о том, что составляет дело его жизни. И говорит вовсе не потому, что ощущает старость – и в семьдесят девять его даже пожилым не назовешь – обаяние его личности притягивает к этому теплому и в то же время ершистому человеку, вечно занятому делами и, тем не менее, такому щедрому на добро и помощь.

Естественно, круг людей, которым посчастливилось встречаться с замечательным ученым, беседовать с ним, не беспределен. Однако возможность общаться с ним существенно расширяют его труды – они разошлись по миру, и каждый, кто проявляет интерес к азербайджанской истории, к достижениям мировой архитектуры, имеет замечательную возможность знакомиться с богатейшими материалами его личных исследований.

Научные эти труды читаются на одном дыхании почти как самая популярная беллетристика, как поэмы о жизни.

За впервые публиковавшимися, найденными самим ученым в архивах фотографиями, виртуозными рисунками автора так и видишь людей предшествующих поколений – архитекторов, талантливых, образованных специалистов, мастеров с богатым вкусом. Тех, кто своим творчеством определил на долгие годы облик наших городов. Благодаря неравнодушному отношению к людям вообще, знанию уклада их жизни, сочному языку и писательской манере изложения в трудах Ш.Фатуллаева ощущаешь присутствие тех, кто населял эти улицы и строения – жил в них, работал, учился.

А какими узнаваемыми становятся рассказы автора о том, как по уже построенным объектам можно было судить о появлении новых принципов мышления архитекторов, создававших все более комфортные условия будущим жильцам – владельцам и съемщикам квартир, число которых росло по мере роста городов, а в них – объектов промышленности, транспорта, учебных и медицинских заведений, учреждений культуры!

Читая труды Ш. Фатуллаева, буквально забываешь о том, что это произведения научного характера, - используя огромный архивный материал, он буквально ведет читателя по страницам истории. Вот предстает мысленному взору так называемый форштадт – часть Баку, прилегающая к Ичери шехер, средневековому городу-крепости. Он описал его так искусно, что невольно чувствуешь, будто и сам шагнул в многовековой давности дни и ощутил себя сопричастным тому времени.

Давно нет тех, кто вкладывал средства в строительство домов, школ, мечетей, театров, кто выбирал и покупал участки для них, приглашал талантливых архитекторов и инженеров, заказывал изысканные проекты. Стираются из памяти не только интересные подробности прошлого, но и имена тех, кто одарил нас возможностью жить среди шедевров архитектуры.

И вот что особенно дорого: в том, что мы сегодня можем с благодарностью говорить о гражданских подвигах архитекторов Касым-бека Гаджибабабекова, инженеров Н.А.фон дер Ноне, Зивербека Ахмедбекова, Мамед Гасана Гаджинского, Вильямса Линдлея, И.В.Гославского, И.К.Плошко, Д.Д.Буйнова, К.Б.Скуревича, Е.Я.Скибинского, Н.Г.Баева, - конечно же, заслуга исследователей, а прежде всего – Шамиля Фатуллаева, запечатлевшего в своих книгах их имена и историю созданных ими архитектурных шедевров.

Особенно высоко ценят труды Фатуллаева профессионалы, с самого начала его научной деятельности подметившие в ней эрудицию и исследовательский талант, объявившие Шамиля Фатуллаева звездой первой величины.

Шамиль Фатуллаев и в самом деле этого заслужил.

Изданы и активно читаются труды. Вырастил трех дочерей и радуется успехам внуков. Собраны тонны материалов, которые и в эти дни ученый продолжает готовить к печати, - говорит, кто, кроме меня, сделает это?

В самом деле, кто, если сегодня в распоряжении большого ученого с его мощным потенциалом нет не только шустрых помощников (сколькому могли бы они у него научиться!), но и элементарной компьютерной техники, которой ныне пользуется почти каждый студент.

Его приглашают как важного гостя на престижные симпозиумы за рубеж, с ним ищут встречи коллеги с мировым именем, готовые навестить его, а он... избегает даже очень полезных контактов, стесняясь пригласить кого-нибудь в свою тесную квартирку на пятом этаже дома-хрущевки или убогий тесный кабинетик в Институте архитектуры и искусства НАН, заполненные пожелтевшими от времени рукописями, архивными документами, фотографиями и чертежами, на публикацию которых еще так надеется!

Получив 1989 году звание члена-корреспондента НАН Азербайджана, Шамиль Фатуллаев до сих не удостоился звания «Действительный член, академик НАН Азербайджана», не говоря уже о просторной, достойной этой личности квартиры и повышенной пенсии - на такие вещи он как-то привык не обращать внимания. А вот того, что вдруг какой-нибудь добряк спонсирует издание готовых рукописей новых книг - «Архитектура Ирана эпохи Каджаров» (40 печатных листов), «Зодчество Абшерона. Памятники архитектуры Баку. Аннотации)», других материалов – ждет всегда. Потому и систематизирует то, что могут с большой пользой для себя и для науки в целом прочитать новые поколения его соотечественников и коллег во всем мире.

А что же касается отношения ученого к строительному буму, охватившему ныне Баку – все-таки я спросила его и об этом. И вот что узнала: в свое время как член престижной комиссии Шамиль муаллим пытался бороться с неразберихой, которая царила в структурах, занимавшихся вопросами составления нового генерального плана, выдававших разрешения на снос ветхого жилья, прокладку современных коммуникаций и проектирование новостроек.

Однако это доставляло так много чаще всего безуспешных хлопот и отнимало столько здоровья, что Шамиль Фатуллаев уступил членство в такой структуре практикам. Решил, что ему хватит научной работы, предмет исследований которой неисчерпаем, а результаты не менее важны для потомков.

Галина Микеладзе   

Поделиться:
4609

Последние новости

Председатель Комитета министров Совета Европы: В скором времени делегация Азербайджана вернется на свое достойное место в Парламентской Ассамблее18 / 04 / 2024, 23:55Постпред РФ при ООН: Мир не защитил палестинцев от израильской бойни из-за США18 / 04 / 2024, 23:17Состоялась пресс-конференция по итогам визита делегации Конгресса Новой Каледонии в нашу страну18 / 04 / 2024, 23:07США не поддержат принятие Палестины в состав ООН, заявили в Госдепе18 / 04 / 2024, 22:43В Милли Меджлисе состоялась научная конференция на тему «Новая Каледония: история, современные вызовы и ожидаемое будущее» - ФОТО18 / 04 / 2024, 22:00Талех Кязимов рассказал в Вашингтоне о значимости СОР29 для развития мировой экономики18 / 04 / 2024, 21:21Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали - ФОТО - ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО18 / 04 / 2024, 21:16Парламентарий Новой Каледонии благодарит Азербайджан за поддержку ее страны18 / 04 / 2024, 21:10При TƏBİB создан Республиканский центр педиатрии, назначен директор - ФОТО18 / 04 / 2024, 20:56Парламентарий из Новой Каледонии: Уверена, что СОР29 внесет вклад в решение существующих в мире проблем в области изменения климата18 / 04 / 2024, 20:45Генсек ООН призвал прекратить «кровавый цикл возмездия» между Ираном и Израилем18 / 04 / 2024, 20:35Каледонский историк: Мы не позволим Франции проводить политику ассимиляции18 / 04 / 2024, 20:31Министр сельского хозяйства Азербайджана: Сотрудничество с Турцией в аграрной сфере также важно для Карабаха и Восточного Зангезура18 / 04 / 2024, 20:27Сенатор из Каледонии: Верим, что подписанный с Азербайджаном меморандум поспособствует отказу Франции от своей политики18 / 04 / 2024, 20:22В Кении разбился вертолет с главой сил обороны на борту18 / 04 / 2024, 20:20Председатель комитета: Франция уничтожает идеи демократии18 / 04 / 2024, 20:16Расширяется сотрудничество в правовой сфере между генеральными прокуратурами Азербайджана и Китая18 / 04 / 2024, 20:15Член Сената Новой Каледонии: Азербайджан для нас как старший брат18 / 04 / 2024, 19:50Состоялась встреча с заместителем министра финансов Австрии и генеральным директором компании «Grabher Group» - ФОТО18 / 04 / 2024, 19:42На севере Турции произошло землетрясение18 / 04 / 2024, 19:39
Все новости

1news TV