Эльчин Азизов: «2005 год ощутимо изменил мою жизнь»
Эксклюзивное интервью 1news.az с лауреатом второй премии престижного вокального конкурса артистов оперного пения, с известным КВН-щиком Эльчином Азизовым
Мы всегда несказанно радуемся, если кому-либо из наших соотечественников удается одержать победу, удостоиться чести быть одним из первых там, где идет соревнование за право быть в числе самых лучших. Вот и сообщение о том, что на днях в Москве лауреатом второй премии престижного вокального конкурса артистов оперного пения, организованного Галиной Вишневской, стал наш Эльчин Азизов, явилось большим праздником души для тех, кто знает цену подобного успеха. Успеха в состязаниях, участие в которых в наше время позволяют себе лишь обладатели уникальных голосов, да и то уже прошедшие определенный этап обучения классическому пению и достигшие определенного уровня в этой сложной профессии.
Как рассказывает сам Эльчин, Второй конкурс, организованный Галиной Павловной в Центре оперного пения Вишневской, был посвящен памяти Мстислава Ростроповича. В нем приняло участие 200 вокалистов из 15 стран мира, из которых во второй тур прошло 43 человека, а в третий – 15. Исполнил Эльчин на конкурсе в общей сложности десять сложнейших партий мирового баритонального репертуара, в частности, арии из опер «Алеко» С.Рахманинова, «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Бал-маскарад» Дж.Верди, «Кармен» Ж.Бизе и другие, и это большое событие стало предметом нашего разговора с певцом.
- Скажите, Эльчин, как вы вошли в число участников этого авторитетного конкурса, требующего необходимых профессиональных знаний и опыта? Ведь мы знаем, что всерьез занятиями вокалом вы начали совсем недавно, хотя голос ваш всегда завораживал многих…
- Прослушав здесь, в Баку, Галина Павловна сама приняла меня в свой центр на роль стажера-солиста и предоставила возможность подготовить, а затем и исполнять партию Эскамильо в десяти спектаклях оперы «Кармен». Это ее выбор… Когда же поделился с ней, что хотел бы принять участие в организуемом ею конкурсе, Галина Павловна поддержала меня.
- То есть звезда мировой величины посчитала, что у вас есть право на известные амбиции! Ведь нигде не учась, вы с детства поете на публике, неизменно слыша хорошие отзывы и советы обратить внимание на свои вокальные данные…
- Если не считать, что в раннем детстве занимался в хоре ансамбля Дома пионеров «Джюджалярим», много «вокальных отрывков» исполнял во включавшихся в программу КВН-овской команды «Парни из Баку» номеров, других занятий пением не было – у профессионалов уроков я не брал.
- Как все-таки решились?
- Началось с того, что наш известный пианист Мурад Адигезалзаде пригласил спеть на вечере, посвященном презентации диска с его записями. Выбрали романс «Олькям» Асафа Зейналлы и песню Тофика Кулиева «Опять весна». Готовился я очень старательно – все-таки предстояло выступать на сцене такого храма музыки, как филармония. Поддержали меня друзья и тогда, когда очень захотелось посвятить празднику 60-летия победы в Великой Отечественной войне сольный концерт в филармонии и петь специально для ветеранов любимые песни военных лет. Зрелищно и композиционно сам выстроил программу: в первом отделении пел в сопровождении государственного симфонического оркестра, а во втором - под аккомпанемент военного оркестра.
Всему, чего мне в тот период удалось сделать, я, пожалуй, более всего обязан моему наставнику, главному дирижеру Оперной студии и руководителю оркестра радио и телевидения Азаду Алиеву, терпеливо уделявшему мне свое просвещенное внимание и очень многому научившему.
- Надо полагать, успех того концерта стал весомым доводом за то, что вокалом следует заняться всерьез?
- Скажем так: тогда чаша весов еще находилась в стадии колебаний…
- Однако документы в Австрию, в Зальцбургскую летнюю академию университета «Моцартеум» вы отправили…
- Это инициатива моей жены Гамиды, и ей я весьма благодарен за то, что поступил в это очное летнее учебное заведение.
- А там?
- А там много и упорно занимался с американским профессором Ричардом Миллером, разучивая сложнейшие арии. Кстати, меня тогда назвали «лучшим вокалистом летней сессии 2005 года», и тот успех подвиг меня на дерзкий замысел принять участие в Международном конкурсе вокалистов имени Бюльбюля в Баку.
- Принесший 4-ю премию – совсем не плохо при условии, что здесь были достойные соперники.
- После этого опять же в Зальцбурге с концертмейстером из Италии Алессандро Мишаши отрабатывал новую программу – меня уверенно готовили к участию в конкурсе, посвященном 250-летнему юбилею великого Моцарта.
- Он прошел для вас успешно?
- Не знаю, что и сказать… Если учесть, что из 4000 претендентов я вошел в число 18 дипломантов, наверное, есть, чему радоваться.
- Повод для гордости весомый! Во всяком случае, все эти успехи и награды наверняка решили вашу судьбу в пользу вокала, убедив, что КВН остался в прошлом?
- Нет-нет, время, проведенное в КВН, все, что с ним связано, с нами навсегда.
- Да уж, после трансляции записи московской игры в апреле 1992 года все вы наутро проснулись знаменитостями всесоюзного масштаба. Наверное, при таком ажиотаже звездной болезни не избежать!
- Поймите меня правильно: огромная востребованность и популярность, открытые двери во все инстанции, подлинная любовь – все это известный повод для высокой, подчас завышенной самооценки. Чего только стоит отношение к нам Гейдара Алиева! Разве забудешь, как он смеялся над нашими, подчас очень смелыми номерами, вспоминая особенно оригинальные и остроумные реплики и мизансцены!
Членов команды «Парни из Баку» всюду приглашали, нам везде были рады и чуть ли не обожествляли, мы общались с огромными аудиториями буквально боготворивших нас фанатов. Но ведь и такое не всегда воспринимаешь со знаком плюс…
- Неужто, у этой славы была и другая, негативная сторона?
- Нет-нет, ничего такого, поверьте! Я о другом. В соответствии с «классификацией» одного мудрого человека, я свою жизнь в тот период разделяю как бы на три этапа. Первый, когда, простите, балдеешь от славы.
У человека, особенно молодого, буквально крыша едет от влюбленных взглядов, от обилия желающих познакомиться, пожать руку, получить автограф. После этого так и хочется быть замеченным, оказаться в центре внимания. Потом неизбежно наступает второй этап, когда начинаешь ненавидеть эту свою узнаваемость: отказываешься от приглашений, можешь отпустить бороду или усы, надвинуть на глаза большую кепку – авось, не узнают, не покажут пальцем.
- Хочется, чтобы окружающие воспринимали тебя таким, какой ты есть на самом деле?
- Вот именно! Я, знаете, и женился на девушке, которая мало смотрела КВН и не знала, как многие другие, по именам и в лицо членов клуба.
- К тому времени вы успели получить высшее образование…
- Да, я получил диплом кинорежиссера, окончив Азербайджанский государственный университет культуры и искусств.
- Удавалось работать по специальности?
- Конечно! Снимал клипы, рекламные ролики. Сам снимался в художественных фильмах и сериалах. В том числе – российских и турецких..
- И времена КВН отошли в небытие…
- О, нет! КВН с нами, на всю жизнь, оставив неизгладимый след не только в жизни общества, но и в душе каждого из его участников.
-А в вашей?
- И в моей, естественно, тоже. В те годы окрепло присущее мне, кстати, с детства желание быть первым, стремление к лидерству, умение честным путем идти к достойной цели, которая у человека должна быть всегда.
- А как же третья стадия существования в условиях всепоглощающей славы – мы как-то не дошли до нее…
- Третья стадия? Это, по-моему, полное равнодушие, когда тебя не волнует, кто как посмотрел на тебя, что сказал или написал - все до лампочки.
- Не верится, что стремление к публичному успеху, радость от одержанных побед для вас могли на этом закончиться – ваш нравственный, интеллектуальный да и житейский потенциал не мог позволить такой личности, как вы, впасть в апатию или депрессию и сидеть сложить руки.
- Знаете, в последние годы, когда мне, взрослому, имеющему семью, сына человеку пришлось браться за серьезные дела, за то, что приносит и моральное, и материальное удовлетворение, желаемый успех приходил нечасто. И это при том, что перепробовал, поверьте, многое. Но знаете, как я к этому относился? Я и в трудные минуты верил, что огорчаться не следует. Как-то сформировалась уверенность в том, что Всевышний приготовил для меня нечто другое, более достойное, то, что выведет на путь, уготованный лично мне.
- И этот путь определил данный вам природой голос…
- Во всяком случае, 2005 год, когда я всерьез занялся вокалом, ощутимо изменил мою жизнь, как и мое отношение к ней.
- И теперь…
- Теперь я точно знаю, что связал жизнь с самой серьезной музыкой и вокалом.
- А конкретно?
- Конкретно в Центре оперного пения Галины Вишневской я уверенно обратился к самому уважаемому мною педагогу, редкой души человеку и замечательному вокалисту, солисту Большого театра России Бадри Майсурадзе и счастлив тем, что он взял меня в свой класс.
- Что есть занятия в классе вокала?
- Это общение с профессионалом высокого класса, который любит и музыку, и ученика, который учит наделенного голосом человека управлять и профессионально пользоваться всеми его возможностями, а еще помогает ему испытывать удовлетворение не только при похвальных отзывах, но и в процесс изнурительного труда. Главное, чтобы он приносил высокие результаты.
На уроках он учит понимать, что ты поешь, расставлять акценты, правильно эмоционально и интонационно выстраивать материал и драматургию любого произведения, не забывая об артистических задачах, о владении темпераментом.
- Это действительно изнурительный труд – петь даже уже подготовленные сложнейшие, иногда очень большие арии в оперном спектакле или на конкурсе…
- Не скрою, подчас во время исполнения не можешь дождаться, когда же эта мука закончится. Но подчас поешь и мечтаешь, чтобы это блаженство не заканчивалось…
- Поистине, счастлив, кто любит свою профессию, свою работу. В вашем деле очень важен успех, правда?
- Безусловно! Но он приходит лишь тогда, когда помнишь одновременно о множестве деталей и нюансов, когда они сходится воедино - иначе зачем браться за то, что не приносит удовлетворения?
- Удовлетворение, успех… возвращаемся к разговору о звездности?
- Звездность, когда через нее пройдешь, видится неоднозначной. Той, что возвышает в человеке чувство собственного достоинства, вполне имеет право на существование. Тем более, что дается человеку поистине тяжелым творческим трудом, который становится образом жизни.
- Похоже, вы сделали единственно верный выбор из множества возможностей, которые предоставлял вам ваш талант, но приятно сознавать, что легкого пути вы не искали. А перспективы?
- Поверьте, они достойные. Есть приглашения, о которых смогу говорить, когда они будут оформлены документально, есть любимое дело и ощущение, что впереди все будет хорошо. Обязательно хочу подчеркнуть, что многое в моей жизни последних лет определила бескорыстная дружба близких людей, и это тоже, по-моему, перст Всевышнего.
Галина Микеладзе