Али Керимли: «Бойкот - обыкновенный метод борьбы, используемый во многих странах мира»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли
- Блок «Азадлыг» еще не поменял решения относительно бойкота выборов?
- Нет. Потому что за два с лишним месяца до выборов и в обществе не чувствуется настроя идти на выборы. Общество, по сути, уже сейчас поддержало нас. Ни мы, ни общество не хотим участвовать в этом спектакле. Мы не впервые говорим о бойкоте. До этого позиция относительно бойкота была согласована со всеми партиями, и решение о неучастии зрело давно.
- Но международные организации призывают вас идти на выборы?
- Бойкот - один из методов борьбы с авторитарными режимами. Если нам не разрешают выступать на телевидении, проводить митинги, встречаться с людьми, как можно в таких условиях участвовать в выборах? Почему те же европейцы видят все эти нарушения в Зимбабве, а в Азербайджане этого упорно не хотят замечать?
Кстати, тактику бойкота часто используют и сами европейцы. Так, 24 страны Евросоюза решили бойкотировать открытие пекинской Олимпиады из-за нарушения прав человека в Китае. Так что, мы не изобретаем никакого велосипеда. Бойкот, повторяю, обыкновенный метод борьбы, используемый во многих странах мира. Если наши европейские друзья хотят, чтобы мы участвовали в этих выборах, пусть убедят власти, что таким образом их проводить нельзя.
- А в блоке «Азадлыг» все разделяют идею бойкота?
- С полной уверенностью можно сказать, что в блоке «Азадлыг», в том числе в ПНФА, нет никаких серьезных разногласий по поводу бойкота президентских выборов в Азербайджане. У нас полное понимание по этому вопросу.
- А партия «Мусават» тоже намерена присоединиться к бойкоту ?
- Этот вопрос лучше задайте функционерам партии. Но наше мнение таково, что предстоящие выборы - это фарс. И если кто-то хочет участвовать в этом спектакле, то это уже их дело.
- Намерен ли блок «Азадлыг» в предвыборный период проводить митинги или другие массовые акции?
- В Азербайджане на данный момент существенно минимизированы возможности для политической деятельности. Можно сказать, что азербайджанские власти выбрали курс авторитарного управления страной и при таких условиях сложно реализовать наши конституционные права. Кстати, я посоветовал бы европейским структурам больше уделять внимания этим вопросам.
- К чему приведут переговоры властей и международных организаций относительно изменений в Избирательный кодекс?
- Судя по всему, ни к чему. Потому что власти не хотят лишиться монополии на избирательный процесс. Они профессионализировались на фальсификациях и ни за что не захотят изменить существующее положение. Одним словом, нынешняя ситуация их полностью устраивает. Но есть и обратная сторона этого дела. Азербайджан все больше скатывается к уровню Зимбабве. Сейчас стало ясно, что международное сообщество видит происходящее в нашей стране, но пока надеется, что власти Азербайджана выполнят взятые на себя обязательства в плане осуществления демократических реформ. Политика, проводимая властями, может изолировать Азербайджан от остального мира, что скажется на решении Нагорно-Карабахской проблемы.
- А что, по-вашему, может изменить ситуацию в стране?
- Изменить ситуацию в стране могут два фактора. Во-первых, азербайджанское общество должно дать оценку всему происходящему в стране и едино, массово, выступить против этого. Ведь изменением ситуации в стране должны заниматься не только политические партии, но и народ в целом. Вторым фактором может стать давление международных структур, которые будут настаивать на изменении ситуации в стране. Если эти факторы будут реальными, то можно ожидать существенных изменений в вопросах демократизации в стране.
- А как обстоят дела с выдачей вам паспорта и офисом партии?
- Оба этих вопроса являются политическими. Власти используют их против меня и нашей партии. Наша партия использовала все средства для того, чтобы согласно Закону «О политических партиях» получить от государства штаб-квартиру. К этому вопросу подключились также международные организации, однако никакого прогресса в этой сфере не произошло.
Сейчас мы также ведем дискуссии по поводу приобретения штаб-квартиры в рамках наших возможностей. Но власти оказывают давление на тех, кто хочет предоставить нам офис, поэтому мы испытываем трудности. То же самое касается и выдачи мне паспорта. Я обращался в судебные инстанции, однако тщетно, и все это указывает на то, что мне не выдают загранпаспорт только по политическим мотивам. Для того, чтобы я не ехал за границу, не говорил о том, что происходит в стране. Однако я не намерен останавливаться, и дойду до Европейского суда. А там уж точно справедливость будет восстановлена.
Э.Р.