Мамука Арешидзе: «Путь, которого придерживается Ильхам Алиев, это путь Гейдара Алиева и ему нет альтернативы»
Эксклюзивное интервью 1news.az с бывшим депутатом парламента Грузии, экспертом по вопросам Кавказа Мамукой Арешидзе
- Южный Кавказ стал для Европы геополитически привлекательным. Как вы думаете, с чем это связано?
- Начнем с того, что Европа на Южном Кавказе всегда присутствовала. Правда, она здесь свою деятельность иногда расширяла, а иногда вела себя очень скромно. После того как здесь в качестве основного игрока появилась Россия, которая диктует цены на энергоносители, и особенно после заявления о резком подорожании природного газа, естественно, Европа начала искать альтернативные пути снабжения.
Самый рациональный путь - это коридор, идущий через Южный Кавказ, территории Азербайджана и Грузии. Этим и предопределена активизация Европы в данном направлении. Помимо того, это еще и конфликтный регион. Европа, конечно, может вынести замороженные конфликты, размораживание для нее некомфортно.
- Какую роль в этой геополитике играют отдельно Грузия, Армения и Азербайджан?
- Трудно сказать. Давайте, определимся так. Для остального мира Грузия является страной, которая резко конфликтует с Россией. Азербайджан в этом отношении ведет себя более умеренно. Он варьирует в этом направлении. Имеет партнерские отношения и с Россией, и с США, и с Западом. Армения как бы является в регионе союзником России. На самом деле, я не думаю, что это совсем так. Доказательством тому являются последние учения, которые проходили недавно на территории Грузии.
Наряду с Грузией и Азербайджаном в них принимала участие и Армения. Правда, их было десять человек, но главное, что участвовали. Кстати, это вызвало удивление и раздражение российской общественности. Исходя из того, как меняются реалии, появляются игроки, которые склоняются то в одну, то в другую сторону, Армения очень часто отсутствует в региональных проектах, но, в принципе, она стремится участвовать в них.
Естественно, конфликтная ситуация с Азербайджаном мешает этому. Поэтому они стараются подключиться с другой стороны. Например, женевские переговоры между Арменией и Турцией как раз подчеркивают стремление Еревана наладить отношения с соседями. Насколько это удается на фоне карабахского конфликта, другой вопрос, но она таким образом старается поддерживать связь с Западом.
Так или иначе, говорить, что определенно одна страна поддерживавет Запад, а другая Россию, категорически нельзя заявить. Этот регион - тразитный путь для энергоносителей, плюс к этому и азербайджанская нефть и газ, и поэтому Западу невыгодно, чтобы тут проводились какие-то военные акции. Я считаю, что региону отведена роль быть лояльным к Западу и экономически сотрудничать с ним.
- Грузино-азербайджанские отношения всегда были неплохими, но особенно в последнее время они улучшились. С чем это связано? Не с тем, что Азербайджан снабжает Грузию нефтепродуктами и газом?
- Естественно, нет. Тут серьезную роль играет позиция Запада. В этом направлении, я считаю, выдающуюся роль сыграли в свое время Эдуард Шеварднадзе и Гейдар Алиев. Это они решили вопрос прокладки трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Тогда к этому проекту многие западные эксперты относились скептически, но в конце концов эти два лидера оказались правы. Дружбу между Азербайджаном и Грузией декларировать не следует. Это на самом деле так. Мы стратегические партнеры, но есть и ряд щекотливых вопросов.
- А конкретно?
- Конкретно - это демаркация границ, вопросы, касающиеся грузинских ингилойцев, проживающих в Азербайджане, и азербайжданцев, проживающих в Грузии. Я могу много говорить об этих проблемах и удивляюсь, что они до сих пор не решены. Вот эти вопросы, которые мещают нашим народам еще более сблизиться.
- А Грузия может стать посредником между Азербайджаном и Арменией в вопросе урегулирования карабахского конфликта?
- Я не думаю, что Грузия может стать медиатором. Это очень деликатный вопрос и им занимаются очень большие страны. Франция и Россия являются сопредседателями Минской группы. И Запад этим вопросом вплотную занят, и они не могут его решить. Сейчас вмешательсьво Грузии в этом деле, я думаю, вызовет раздражение конфликтующих сторон. Грузия, естественно, должна действовать деликатно. Так как на ее территории проживают и армяне, и азербайджанцы.
Если и Армения, и Азербайджан в определенном смысле захотят медиаторство Грузии, вопрос можно было бы рассмотреть, но все-таки не стал бы советовать. Есть тут такой вопрос, который меня очень беспокоит. Это то, что в регионе отсутствует региональная политика. Теплые взаимоотношения - это одно, а региональная политика - совершенно другое.
- В октябре в Азербайджане пройдут президентские выборы. Стоит ли ожидать от них существенных изменений?
- Нет. Сейчас там такая ситуация, что у Ильхама Алиева альтернативы нет. Не потому, что там оппозиция слабая или сильная. Это другой вопрос. Дело в том, что путь, которого придерживается Ильхам Алиев, это путь его отца, Гейдара Алиева. А этот путь выводит Азербайджан на сильные экономические высоты. И для Азербайджана, и для региона в целом этому пути нет альтернативы.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии