Логика войны
Северную и Южную Осетию разделяет Рокский перевал высотой в две с половиной тысячи метров, а объединяет туннель под ним. Длина уникального транспортного сооружения почти четыре километра, и именно наличие этой «дороги жизни» позволило жителям Южной Осетии выжить во время осетино-грузинского вооруженного конфликта 1989 – 1992 годов. Туннель этот спас осетин и сегодня.
Именно через эту «дырку», как ее называют местные жители, идет из России в Цхинвал и далее военная техника, боеприпасы, медицинская и гуманитарная помощь. Без всего этого Цхинвал не продержался бы долго – грузинский штурм непокорного города 7–8 августа носил столь массированный характер, что еще несколько часов - и в столице Южной Осетии не осталось бы в живых практически никого.
Очевидцы и участники боев с осетинской стороны говорят примерно одно и то же: от огня и взрывов спрятаться можно было только в подвалах, но и там без воды и еды долго не просидишь. Да и не все подвалы могут защитить от средневекового варварства нападавшей стороны, использовавшей против мирного населения несколько десятков установок залпового огня «Град», гаубичную дальнобойную артиллерию, в том числе калибром 203-мм. Снаряды от такой гаубицы без головной части имеют метровую длину, весят 100 килограммов и предназначены вообще-то для разрушения мощных фортификационных сооружений. Таковых в Цхинвале не имелось. Так что «Грады», гаубицы, САУ грузинской регулярной армии убивали старух и стариков, женщин и детей.
А вошедшие в город грузинские танки стреляли по зонам жилых домов и учебных заведений. Два из них встали напротив главного здания Юго-Осетинского госуниверситета и методично вколачивали в пустые окна храма науки залп за залпом – 64 (два боекомплекта) 152-мм бронебойных и зажигательных снаряда разрушили университет полностью. Представил себе на минутку, стоя у дымящихся руин, что русские танки делали бы подобное с университетом в Тбилиси… Для нас такая картинка - бредовая по сути, мы же не фантазеры из CNN, сказал мне подошедший коллега.
CNN в Южной Осетии сегодня воспринимается как имя нарицательное, легко переходящее к тем, кто врет с экранов и информационных лент или тихо молчит в тряпочку, забыв о своем «вкладе» в те тысячи жертв, которые на пятый–шестой день бойни в Цхинвале еще далеко не все похоронены. Для интереса можно, кстати, сказать, откуда у грузинской армии «Грады» и бетонобойные гаубицы – из Чехии, из Болгарии. Из братской Украины. Славяне, гей! Ваши прибыли обошлись Осетии в две с большим лишком тысячи человеческих жизней за сутки эффективной работы поступивших от вас - Прага, София, Киев - смертоубийственных даров. Так что лучше молчите о мифических «зверствах» русских в Грузии. Их не было и нет. Есть другие зверства, свершенные с вашей помощью.
А что есть еще? Есть то, чего могло и не быть, то, чего осетины не позволяли себе почти двадцать лет - все годы, что длится противостояние с Грузией. А именно: из грузинских сел Южной Осетии уходит по настоятельной «просьбе» разгневанных осетин грузинское население. Фактически нет больше сел Тамарашени, Кехви, Курта, Ачабети и ряда других, полукольцом окружавших Цхинвал. Именно отсюда били по городу дивизионные минометы грузинской армии, отсюда шел в атаку с автоматами у поясов отборный спецназ – в атаку на старух, женщин и детей Южной Осетии. За политику Саакашвили, которую вполне можно назвать политикой «Градов» и САУ, теперь страдает столь якобы любимый им грузинский народ. Тысячи лишившихся крова людей сегодня в Тбилиси занимают под пристанище офисы учреждений и гостиницы. Благодарны они должны быть своему, дважды ими же самими избранному, Михаилу Николаевичу Саакашвили.
Дорога из Владикавказа в Цхинвал заняла четыре часа – из соображений безопасности пришлось ехать в объезд, по высокогорному серпантину Зарской трассы. Именно здесь в мае 1992 года грузинское спецподразделение остановило автобус с беженцами и в упор расстреляло 38 женщин, стариков, детей. Здесь же 9 августа 2008 года грузинская авиация нанесла бомбово-ракетный удар по колонне беженцев, которую прикрывала российская бронетехника. Вновь десятки убитых и раненых. Как будто и не пролегли между 92-м и 2008-м шестнадцать лет, как будто специально, чтобы показать выросшему без войны поколению осетин: мы вас убивали тогда, будем убивать и сейчас. И всегда?
К сожалению, неизгладимая вера в богоизбранность вождя губила грузинский народ в историческом и в недавнем прошлом, продолжает губить и ныне. Поголовное почитание фашиста и мистика Звиада Гамсахурдия привело Грузию к распаду и нищенскому полуголодному существованию. Слепая вера в сверхспособности лжекоммуниста и лжедемократа Эдуарда Шеварднадзе – к сотням тысяч беженцев из Абхазии, разворованной и изнасилованной его сподвижниками западной Грузии, суперкоррупционной системе власти. Надежда на явно и очевидно недееспособного Саакашвили – к полному и окончательному краху модели Грузии как этнократического государства в границах 1991 года. Сегодня абсолютно невозможно представить себе какие-либо переговоры с Южной Осетией кого бы то ни было о ее статусе. «Мы – независимы, а признают это или нет, уже не столь важно», - утверждают цхинвальцы. Но не признавать дальше невозможно.
Не признавать - значит вновь и вновь обрекать граждан России, которых в Южной Осетии десятки тысяч, на продолжение политики на их истребление и вытеснение со своей земли, из своих домов. Здесь верят в одного гаранта - в Москву. Москва свои гарантии выполнила. Осетины верят, что будет выполнять и далее.
Обратно во Владикавказ редакционная «Нива» поехала напрямую, через грузинский анклав. Теперь уже точно можно сказать, через бывший грузинский анклав. Такова логика войны. Продиктовала ее грузинская власть залпами ракетных систем и гаубиц. Россия ответила так, чтобы отбить охоту к новым проявлениям агрессивного человеконенавистничества. Ответ лежит в той же логике. В логике войны, альтернативы чему грузинская элита Москве не оставила.
Алан Касаев, Цхинвал – Владикавказ
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции