Зачем Россия скупает иностранные компании | 1news.az | Новости
Точка зрения

Зачем Россия скупает иностранные компании

16:44 - 26 / 08 / 2008
Зачем Россия скупает иностранные компании

Россия давно уже вывозит за границу не только нефть и газ, современные вооружения и свою знаменитую водку, но и капиталы. И последняя статья экспорта год от года становится все весомее. Однако если поначалу деньги утекали из страны преимущественно по нелегальным или полулегальным каналам и оседали в оффшорах, то в последнее время стал набирать обороты совершенно законный вывоз финансовых ресурсов в виде инвестиций в экономику других стран.

Федеральная служба государственной статистики РФ свидетельствует: объем российских инвестиций за рубежом в 2007 году уже достиг $74,6 млрд, превысив показатели предыдущего года почти на 44%. В то время как приток иностранных капиталовложений в российскую экономику в первой половине этого года сократился почти на четверть, российские заграничные инвестиции опять-таки возросли – еще на 42%.

Какие-то несколько лет назад «бегство капиталов» из страны рассматривалось российскими властями как крайне негативная тенденция. Сегодня, судя по всему, на вооружение взята совершенно иная политика. Правительственные чиновники, наоборот, призывают предпринимателей активнее скупать иностранные компании. Выступая на последнем Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей, Дмитрий Медведев, тогда еще занимавший пост первого вице-премьера, привел собравшимся в пример китайских бизнесменов, которые не стесняются приобретать зарубежные активы. Он заявил, что отечественные предпринимательские круги должны быть уверены в поддержке государства на мировых рынках, особенно в секторах, где наиболее сильна глобальная конкуренция.

И Владимир Путин, возглавивший новый кабинет министров, тоже заверил бизнес-сообщество, что правительство «поощряло и будет поощрять инвестиционную деятельность российских компаний за рубежом». По его мнению, это важно с точки зрения доступа как к современным технологиям, так и новым стандартам управления.

Российский бизнес, которому за последнее десятилетие стали тесны национальные границы, расширяет масштабы и географию своих операций, проникает на ключевые международные рынки. Глобальный финансовый кризис, который затронул Россию в меньшей степени, чем Западную Европу и Соединенный Штаты, этому процессу только поспособствовал. Ведь западным инвесторам, чтобы компенсировать свои потери в ипотеке, как никогда нужны дополнительные финансовые ресурсы. Поэтому «русские деньги» им сейчас очень даже кстати.

Конечно, Россия как инвестор в мировом рейтинге пока первых строчек не занимает. Однако в сравнении с другими государствами с переходной экономикой ее успехи впечатляют. Как отмечают эксперты, по объему вывоза капитала в виде прямых инвестиций она лидирует и в Центральной и Восточной Европе, и в Содружестве Независимых Государств.

Хорошие показатели роста у России и на международных рынках слияния и поглощения. Общая сумма сделок с участием российского капитала за первую половину 2008 года достигла $11,4 млрд, а к концу года, по некоторым оценкам составит $30 млрд. Наибольшие капиталовложения были сделаны в Канаду ($6,7 млрд), Украину ($6,1 млрд) и Соединенные Штаты ($5,3 млрд). А самыми востребованными отраслями оказались металлургия, нефтегазовая отрасль и строительство – в них российские компании в общей сложности инвестировали $9,6 млрд. Таким образом, наш бизнес вкладывается не только в зарубежную недвижимость – особняки в престижных кварталах Лондона и виллы на Лазурном берегу, как можно подумать, читая сенсационные заметки в западноевропейской прессе.

А о масштабах сделок говорят хотя бы такие факты: к примеру, в прошлом году «Норильский никель» на покупку 90% акций канадской добывающей компании LionOre потратил более $5,2 млрд, а «МирИнвест» недавно выложила за британский металлургический комбинат Alphasteel $1,5 млрд.

По данным аналитической службы M&A-Intelligence, в государствах Восточной Европы инвесторы из России вдвое активнее всех других иностранцев вместе взятых. Но сферой их особых интересов традиционно были и остаются страны, некогда составлявшие Советский Союз. Так, например, компания «Интер РАО ЕЭС» стала собственником 100% акций ЗАО «Электросети Армении». В Латвии российской «Северстали» принадлежат Рижский вагоностроительный и Даугавпилсский вагоностроительный заводы, а EDS-Holding – Рижский электромашиностроительный завод. Холдинг «Лукойл» инвестировал более $2 млрд в нефтедобычу Казахстана, создав там с национальной корпорацией «КазМунайГаз» СП «Каспийская нефтяная компания».

Из наиболее активных компаний-инвесторов стоит также отметить «Русский алюминий». Он является владельцем крупных заводов по производству глинозема на Украине, в Румынии и Гвинее, а сейчас ведет наступление и на аргентинский рынок. Российская корпорация «Газпром» вот уже более полутора десятилетий сотрудничает с Wintershall, дочерним предприятием немецкого концерна BASF, с которым он создал два совместных предприятия – WIEH и WINGAS. По соглашению об обмене активами «Газпром» увеличил до 50% свою долю в уставном капитале WINGAS, которая поставляет значительную часть углеводородного сырья в страны Западной Европы. Ну, а BASF стала его партнером по освоению Южно-Русского месторождения и строительству панъевропейского газопровода «Северный поток».

Вложения в сырьевой сектор мировой экономики, несомненно, играют первостепенную роль. Однако в ближайшие годы главный акцент в инвестиционной политике должен сместиться на инновационные отрасли. Именно на это нацеливают предпринимателей высокопоставленные чиновники из российского руководства. Более того, они сами активно лоббируют подобные сделки, как поступают лидеры многих государств. Из примеров такого рода можно назвать приобретение авиакомпанией «КрасЭйр» венгерского авиаперевозчика Malev, которому немало лично способствовал бывший премьер-министр Михаил Фрадков. В 2005 году Владимир Путин помогал консорциуму «Альфа-групп» купить акции крупнейшего турецкого оператора сотовой связи Turkcell. А через год он же уговорил французского президента и германского канцлера не мешать покупке 5% акций Европейской объединенной авиастроительной корпорации российским Внешторгбанком, который затем перепродал их российскому же Внешэкономбанку.

Но, наверное, самым знаковым приобретением последнего времени стала покупка российской группой «Ренова» крупного пакета акций швейцарской компании OC Oerlikon – одного из крупнейших производителей в сфере нано- и полупроводниковых технологий. Сейчас доля, которая находится в распоряжении группы, составляет почти 24,4%, а в ближайшем будущем она намеревается довести ее до трети. Еще одна столь же важная покупка «Реновы», совершенная в той же стране, - свыше 30% акций Sulzer Engineering Group, выпускающей современнейшее оборудование для добычи и переработки углеводородов, а также спецпокрытия, которые используются в электроэнергетике, авто- и самолетостроении.

Судя по всему, Россия намеревается сделать рывок в области высоких технологий, не только разрабатывая их самостоятельно, но и преимущественно импортируя новейшие технологии из других стран, уже добившихся на этом поприще больших успехов. Собственно, именно так поступает и Китай, и «малые азиатские тигры», которые, как известно, когда-то вывели свои экономики в разряд самых передовых именно таким путем.

Правда, инвестиционная активность России – как, впрочем, и нарастающая «экспансия» со стороны Китая, и некоторых богатых нефтедобывающих арабских стран – нравится не всем. Конкуренция есть конкуренция, и поэтому в Западной Европе все сильнее проявляются настроения протекционизма. «Наши партнеры из развитых стран постоянно твердили о важности открытости нашей экономики, либерализации подхода к иностранным инвестициям, - заметил недавно Владимир Путин. – Когда наши собственные возможности возросли, рынки для наших инвестиций стали закрывать».

В прошлом году Еврокомиссия даже инициировала разработку так называемого защитного параграфа, запрещающего продажу стратегических компаний зарубежным инвесторам. А правительство Ангелы Меркель утвердило поправку в закон о внешнеэкономической деятельности, ужесточающую условия приобретения немецких предприятий иностранцами. Характерно, что против этой меры резко выступили крупнейшие предпринимательские объединения страны. Ведь вкладчики из других стран дают работу 2 млн жителей Германии. А помимо того, подобные сделки открывают дорогу отечественному бизнесу на чрезвычайно перспективные рынки, в том числе и российский.

Кстати, в то время как Конгресс США проводит специальные слушания, посвященные гипотетической угрозе захвата иностранцами командных высот в экономике, предпринимательские круги вовсю зазывают их в свою страну. А министр финансов США Генри Полсон, побывавший в июле в Москве, прямо призвал россиян активнее инвестировать в американскую индустрию и пообещал им обеспечить самые благоприятные условия.

Как бы то ни было, но руководители экономического блока в российском правительстве намерены и впредь поддерживать отечественный бизнес в его продвижении на зарубежные рынки. Именно такой курс намечен и в концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, который в начале августа был представлен ее разработчиками из Минэкономразвития на суд общественности. Как отмечается в этом документе, Россия имеет все основания претендовать на место одной из ведущих экономик мира и уже в ближайшем будущем станет играть важную роль в международном разделении труда. Конечно, пока это только прогноз, но есть все основания полагать, что прогноз весьма реалистичный.

Максим Кранс, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
2363

Последние новости

Все новости

1news TV