Российское издание: «Внешняя политика Ильхама Алиева - самый разумный, если не единственно возможный подход в регионе Кавказа»
После российско-грузинского конфликта пристальное внимание было приковано к реакции азербайджанского президента Ильхама Алиева, поскольку фактор Нагорного Карабаха вполне мог подтолкнуть Баку занять более внятную позицию, пусть даже вразрез с действиями российских властей.
Но руководство Азербайджана отмалчивалось на протяжении десяти дней. 20 августа после переговоров с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом президент Алиев наконец заявил: «Россия и Грузия – друзья Азербайджана. Мы хотим, чтобы наши друзья были друзьями между собой»,- пишет российское издание «Россия в глобальной политике».
Неопределенная позиция азербайджанского лидера – самый разумный, если не единственно возможный подход, так как, несмотря на явно выраженный прозападный курс, он никогда не входил в открытое противостояние с Москвой. Ясно, что Баку ведет себя подобным образом, чтобы не перечеркнуть возможность возврата к нормальному ритму отношений с такими неспокойными соседями, как Россия и Грузия. А он неминуем – ведь войны заканчиваются даже на Кавказе. В канун президентских выборов лавирование между Россией и Западом – оптимальный вариант азербайджанской внешней политики. Кстати, наблюдатели отметили достаточно сдержанный прием, которого удостоился в Баку вице-президент США Дик Чейни, спешно прилетевший в регион вскоре после кризиса.
Действия Грузии резко повысили риски для основных энергетических проектов на Кавказе, а в случае затягивания конфликта они только возрастут. На сегодняшний день экономический ущерб Баку и иностранных участников проектов разведки и разработки азербайджанских месторождений составил, по предварительным подсчетам, несколько сот миллионов долларов. Специалисты Caspian Energy Alliance полагают, что после стабилизации в зоне российско-грузинского конфликта Азербайджану, Казахстану и Туркменистану потребуется время, а также значительные политические и дипломатические усилия для продвижения переговорного процесса по созданию транскаспийской экспортной системы. Рост экономических и политических рисков скажется на азербайджанской экономике, зависимой от транзита через Грузию, и казахстанской, едва ли способной быстро переориентироваться на китайское направление.
Э.Р.