Грузинский эксперт: «Финансовые власти в Грузии абсолютно безответственны»
Эксклюзивное интервью 1news.az с бывшим депутатом парламента Грузии, независимым экономическим экспертом Демуром Гиорхелидзе
7 ноября в Грузии смело можно назвать «черной пятницей». В этот день национальная валюта - лари - подешевела сразу на двадцать пунктов, а в субботу и воскресенье - аж на тридцать. То, что обвал был искусственным, согласны сегодня все экономические эксперты. Даже называют определенную цифру – 15 миллионов долларов, которые осели в карманы некоторых госчиновников. Теперь курс лари вроде бы стабилизировался, но до каких пор, никто не знает.
- Обвал лари произошел в пятницу, когда обычно на биржах торги не происходят. Как вы думаете, в чем причина такого внезапного обвала лари?
- Несколькими днями раньше до этого обвала я дал интервью одному известному изданию и там сказал, что невозможно искусственно удержать курс лари, который за последние несколько месяцев стал очень твердым. Того миллиарда, который получили от доноров, недостаточно для удержания курса.
Но через четыре дня после моего интервью произошло то, чего не должно было произойти по логике. Потому что такого резкого падения курса национальной валюты обычно не происходит, и это было несколько подозрительно.
Потом исполняющий обязанности президента Национального банка Грузии, от которого осталось только одно название и никакой денежной политики проводить этот институт не может, абсолютно несуразно объяснил, что это сделали непреднамеренно. Это еще раз доказывает, насколько неуважительно отнеслись исполнительные власти к бизнесу Грузии и своему населению.
Искусственное толкание лари в ту или другую сторону говорит о том, что финансовые власти в Грузии абсолютно безответственны. В итоге все кончилось огромными потерями для участников мелкого и среднего, а также и большого бизнеса, которые в этот период вели операции. Особенно пострадали те люди, которые имели валютные займы из банков.
- В кулуарах говорят, что одной из причин обвала лари является то, что исполняющего обязанности председателя Нацбанка Грузии кто-то предупредил, что он властям больше не нужен и скоро уберут. Поэтому, якобы, он пошел на это. Такой вариант возможен?
- Если это было сделано преднамеренно то, конечно, об этом кто-то знал и хорошо заработал на этом изменении курса. Когда государство, которое на что-то имеет претензии и делает такие вещи, это очень опасно.
Я не знаю, насколько верно, то, что вы сказали, но если это так и кто-то толкнул национальную валюту в пропасть, это вдвойне опасно. Вообще-то можно сказать, когда уничтожается Национальный банк, его функция, как независимой единицы от исполнительной структуры, при такой ситуации исполнительная власть будет делать то, что делает. Если кто-то прикарманил 15 миллионов долларов, это говорит о том, что эта была чистая инсайдерская операция, которая во всем цивилизованном мире карается законом и за это предусмотрена тюрьма.
- Но не в Грузии…
- Конечно, не Грузии. После этой операции, если ее так можно назвать, цены на все товары, в том числе на товары первой необходимости, очень существенно повысились и этот процесс продолжается. Власти его искусственно не могут остановить.
Т.е. мы находимся не в начальной стадии процесса, а где-то в середине, когда повышаются цены на все необходимые товары. То, что в Грузии высокая инфляция и проводится абсолютно неправильная экономическая и финансовая политика, об этом я еще говорил полтора года назад.
Тогда официальные власти говорили, что никакой инфляции нет. Потом под нажимом МВФ, который в своем докладе объявил, что в Грузии высокая инфляция, тогдашний кабинет министров и сам премьер-министр признали, что у нас действительно инфляция. Так что, цены повышаются, и мы еще не можем окончательно сказать, насколько смогут власти сдержать этот процесс.
- Что ждет грузинскую экономику в обозримом будущем?
- Естественно, такой слабой стране, как Грузия, которая полностью зависит от поддержки и помощи стратегических и дружеских государств, если не проводить адекватную экономическую политику и не задействовать внутренние резервы (по существу, они никогда не были задействованы), тогда получится то, что мы действительно окажемся под большим давлением.
Единственный путь сейчас на краткосрочный период - заставить финансовую систему работать, чтобы бизнес мог как-то оборотные средства получить доступным путем, и эта система заработала. В противном случае, падение активности уже заметно и оно не должно усугубляться.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора