Хады Раджабли: «Мировой финансовый кризис не обойдет Азербайджан стороной»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем постоянной комиссии Милли Меджлиса по социальной политике Хады Раджабли
- В последнее время в печати и общественностью активно дискутируется вопрос о влиянии мирового финансового кризиса на экономику Азербайджана, в первую очередь высокий по сравнению с реальными мировыми уровень цен на нефть в бюджете на будущий год. При этом утверждается, что падение цен во всем мире относительно слабо отражается в Азербайджане. Хотя в Азербайджане принимаются меры по смягчению воздействия международного финансового кризиса, не окажутся ли они недостаточными, если кризис, как многие заявляют, окажется затяжным?
- Безусловно, мировой финансовый кризис не обойдет стороной нашу страну. В прежних выступлениях я касался темы повышения цен на нефть. Сегодня эти цены возросли на 8%, и мои прогнозы оправдываются. Кризис уже отражается в экономике Азербайджана. Так, доски и железо на внутреннем рынке подешевели. Это положительное влияние. Если бы мы были интегрированы в мировой денежно-кредитный рынок, то наши банки оказались бы в катастрофическом положении. В банках, имеющих связи с зарубежными партнерами, уже возникли проблемы, но Национальный банк регулирует эти вопросы. Здесь сказывается дальновидность президента республики.
- Почему же на фоне падения цен у нас не дешевеют нефтепродукты?
- Снижение цен происходит не каждый день. Скажем, подешевела пшеница, и причин этого несколько: увеличение производства пшеницы в мире и в Азербайджане, указание агролизинговым предприятиям выплачивать половину стоимости семенной пшеницы, выделение необходимых для этого средств из государственного бюджета привело к такому результату. В прошлом году ничего подобного не было. Обратите внимание: удешевление зерновой продукции на рынках произошло не внезапно. Цены на пшеницу понизились, а на муку – нет. Затем мука подешевела, а цена на хлеб оставалась прежней. Потом подешевел и хлеб, и все это регулировалось. Это связано с тем, что люди покупают, например, 10 кг муки, используют ее, а потом покупают новую муку уже по более низкой цене, и продукты из нее, естественно, оказываются дешевле. Снижение цен сказывается на досках, железе, и постепенно распространится на другие товары. В Азербайджане процессы из-под контроля не выходят.
- В государственном бюджете цены на нефть приняты в размере 70 долларов, но сегодня на мировом рынке она стоит 30-40 долларов. Почему же в проекте бюджета не вносятся соответствующие корректировки?
- В прошлом году мы в бюджете взяли цену нефти в сумме 70 долларов, и за минувшее время ее цена моментами доходила до 100-150 долларов, но в конце года сложился определенный баланс. Снижение цен на нефть оказывает некоторое влияние на обзорный бюджет Азербайджана, но на государственном бюджете это не сказывается. Людям нужно, чтобы бюджет не нарушался и не возникали проблемы. Какая разница, что мы там напишем? Недостающие средства в бюджете мы возьмем из Государственного нефтяного фонда. Беспокоит другое: с удешевлением нефти доходы ГНФАР снижаются.
- Не опустошат ли такие трансферы казну ГНФАР?
- Чтобы этого не произошло, мы принимаем и будем принимать соответствующие меры. Прежде усиленный экономический рост сопровождался большими расходами, теперь же мы составили сбалансированный бюджет, в котором рост принят на уровне 11%, а не 26-30%. В результате коэффициент зависимости от нефти мало-помалу снижается. В этом году мы взяли из ГНФАР 5 млрд. долларов, а в будущем году этот показатель составит 3 млрд.
- Для снижения зависимости экономики от нефти большое значение имеет развитие ненефтяного сектора.
- Президент республики выдвинул тезис о необходимости формирования бюджета таким образом, что в стране нефти как бы и нет. Но свести зависимость от нефти к нулю мы, конечно, не можем, поскольку Азербайджан – нефтяная страна. В то же время у нас понемногу увеличивается сельскохозяйственное производство, развивается сфера туризма. Работа проводится по всем направлениям. Вот почему очень важно, чтобы президент имел больше времени на исполнение своих обязанностей, чтобы сохранялась наследственность. Это позволит сохранить нетронутыми механизмы власти, избежать потрясений и катаклизмов. Именно это мы наблюдаем в России и Америке.
Кямиль Хамзаоглу