Фарид Новрузи: «Честность и порядочность — залог любого успеха» /ФОТО/
Глава Novco Group of Companies в нашей новой рубрике поделился не только секретами своего успеха, но и рассказал о сокровенном и главном для него лично - о детях, о вере и о Родине
Признаюсь, наш первый гость — глава Novco Group of Companies Фарид Новрузи, известный в деловом мире своими успешными проектами, полностью разрушил мои представления о деловом человеке. При встрече, прежде всего, отмечаю, что улыбчивый, одетый, как говорится, с головы до ног в Tommy Hilfiger, он достаточно открытый собеседник, явно увлеченный своей работой, добившийся успехов собственными силами человек. Не эти ли достойные качества становятся для предпринимателя гарантией успеха и умения жить в ладу с окружающими, с самим собой?.. Фарид муаллим немного задержался. Пользуясь этим, я огляделся в его кабинете, пообщался с его сотрудниками. С этих первых впечатлений и начался наш разговор…
— Говорят, кабинет делового человека отображает его внутренний мир и деловые качества. У вас рядом с фотографиями современных брендов лежат суры из Священного Корана. Этакая смесь предпочтений передового бизнесмена и консерватора. Насколько вы близки к религии?
— Полагаю, совмещение восточной традиции и западного модернизма вообще характерно для современного Азербайджана. Мы интегрируемся в глобальное мировое сообщество, но сохраняем при этом преданность нашим традициям и ценностям. Кроме того, каждый из нас состоит из души и плоти и у каждого есть потребности и материальные, и духовные. Мы стремимся насладиться каждым моментом в жизни, и это замечательно. Но не следует забывать и о душе. Каждый питает её по-своему. Я стараюсь питать её познанием Создателя.
— Расскажите о вашем бизнесе. Как все начиналось?
— Начнем с того, что по профессии я архитектор. Некоторое время я работал по своей специальности в различных фирмах, начинал ассистентом, был главой департамента архитектуры. Осуществив несколько проектов в Баку, я решил попробовать свои силы в Турции. Стамбул — замечательный город, который привлекает не только туристов, но и молодых амбициозных людей, мечтающих о покорении новых вершин. Впрочем, тогда, в конце 90-х, огни Стамбула мне только улыбнулись.
Я искал работу больше месяца, но серьезных предложений не было. Тогда и зародилась идея открыть свой собственный бизнес. Не скрою, что в материальном в плане нашей семье тогда приходилось туго, но родители всё таки прислали мне денег чтобы я купил себе подарок ко дню рождения. На эту сумму в Баку можно было купить только рубашку, а в Стамбуле — целый костюм. На такой разнице в ценах можно было неплохо заработать, а к тому времени у меня уже был небольшой опыт работы в торговле. В 1994 году параллельно с учёбой я работал продавцом-консультантом в магазине Benetton. Имея скромные возможности и большие амбиции, я начал подыскивать бренды, приемлемые для среднего класса, так образом я познакомился с брендом LC Waikiki. Мой собственный бизнес начался с небольшого магазина площадью 20 квадратных метров. Он располагался в арендованном помещении в книжном пассаже. Вот тогда я впервые почувствовал заботу Создателя. А как иначе можно было арендовать и отремонтировать помещение, а потом заполнить его товарами, имея за душой всего четыре тысячи долларов, взятых в долг?
Потом началось сотрудничество со всемирно известной маркой Benetton, что ещё больше укрепило мою веру в божественное провидение. Тогда мне было всего 22 года, а желающих инвестировать в знаменитый итальянский бренд, имеющий свыше 5,5 тысяч магазинов в 120 странах мира, было много. Но руководство компании остановило свой выбор на мне. Поверьте, до сих пор не знаю, почему? Знаю, что не за красивые глаза и не за большой капитал. И ещё знаю, что ничего в этой жизни не происходит случайно. Вот так, перекупив права на марку у своих бывших работадателей, в 2000 году мы встали у руля магазина Benetton. Год позже мы пригласили на азербайджанский рынок другую транснациональную корпорацию Chicco, которая специализируется на производстве одежды и товаров по уходу за детьми.
Спустя год после открытия магазина Benetton в Баку, мы решили открыть этот бренд и в Тбилиси. Город мне хорошо знаком с детства. Там родилась моя мать, там похоронен мой дед, заслуженный писатель Грузии Мамедгусейн Бахтиярлы. В Тбилиси по сей день живут наши родственники. Однако город не сразу принял нас за своих. Мы арендовали помещение под магазин и отремонтировали его, а через месяц появились рэкетиры, имевшие виды на часть выручки. И тут снова вмешалось провидение. Из довольно сложной ситуации мы вышли без каких-либо тяжелых последствий. Все как-то легко получалось, и перед нами открывались всё новые и новые двери — сегодня у нас в Тбилиси девять магазинов! Но, признаюсь, больше всего меня радует то, что успех в бизнесе не отразился или почти не отразился на моём внутреннем мире, и я связываю это с духовностью.
— А что было дальше?
— А потом начались проблемы в Баку… Если раньше операциями Benetton на нашем рынке занимался турецкий офис компании, то в 2002 году его полномочия были переданы российскому офису. Они не захотели сотрудничать с нами, и даже отобрали у нас права на эту марку. Но мы не отступили и начали бороться. Мало надеясь на успех, я писал письма на имя президента компании Benetton Лучано Бенеттона. В течение полугода мы отправили ему свыше сорока писем с одним и тем же текстом, и, наконец, он изъявил желание встретиться с нами. На встречу я отправился с целой папкой документов, и ознакомил его с особенностями нашей деятельности, с нашими достижениями и планами. В результате он не только пообещал вернуть нам права на Benetton, но и передал права на бренд Sisley. Не прошло и четырех месяцев, как мы вновь открыли магазин Benetton, а с ним и другие бутики. Сегодня в нашей столице функционируют шесть магазинов этой фирмы. Но впереди было много работы. Мы готовились к освоению нового, тогда еще неизвестного нам рынка в Иране.
— Не сложно было?
— Естественно, определённые сложности были. В Иране свои законы, запрещена реклама с изображением женщин, нельзя выставлять на витрине одежду на манекенах. Но вроде бы справились… Отступать перед трудностями не было никакого желания, тем более что это была личная просьба Лучано Бенеттона. Человек с очень плотным графиком, он дважды приезжал к нам в Баку. Кстати, во время своего второго визита он попросил нас открыть магазин и в Махачкале. Мы осуществили задуманное, но, поставив дело «на рельсы», передали его нашим друзьям.
В прошлом году нам довелось открыть магазины Benetton в Турции. Для меня эти события имели знаковый характер, ведь свои первые два магазина в Стамбуле я открыл в том самом торговом центре, где десять лет назад купил себе подарок на день рождения и где мне пришла идея начать своё дело. За эти десять лет мне привелось основать до сорока магазинов в пяти странах мира. И как после этого не уповать на судьбу?
— Создается вполне определенное ощущение, что вы очень любите детей. Многие бренды, которыми вы занимаетесь, рассчитаны на детей и подростков…
— Мой путь в бизнесе начался с магазина детской одежды Waikiki. Сейчас он принадлежит другой группе. Но желание доставлять радость детям, безусловно, осталось. Детская одежда намного ярче и не ограничивает полёт нашей фантазии. Выбирая красивую и необычную одежду для детей, мы в какой-то мере воплощаем в жизнь собственные мечты и желания. Я знаю об этом хотя бы потому, что у меня самого двое детей. В прошлом году наша девочка пошла в школу, и мы с большой радостью разделяем её первые успехи в жизни. Думаю, каждый человек испытывает минуты настоящего счастья, когда видит, что его воспитание приносит плоды. И я искренне рад, что именно мы открыли нашим согражданам качественную продукцию детского бренда Chicco и детской линии Benetton. В области изготовления товаров для детей эти фирмы просто творят чудеса.
— Из вашего рассказа видно, что вы трудитесь, словно белка в колесе! Как вы считаете, можно добиться успеха в бизнесе, не идя на компромисс с совестью?
— Убежден, что честность и порядочность — залог любого успеха. Это жизненное кредо — результат полученного мной воспитания. Родился я в интеллигентной семье. Мой отец — архитектор Алибек Новрузи, мать — педагог Рена Бахтиярлы. Я искренне благодарен им за то, что они научили меня быть порядочным, ни при каких обстоятельствах не лгать и не предавать доверие. Я верю, что в бизнесе партнерское сотрудничество должно строиться на доверительных началах. Думаю, мне доверяют именно потому, что я никогда не нарушаю слова, хотя порой сдержать его бывает непросто. Расскажу вам интересный случай. Однажды во время переговоров мы разъясняли нашим итальянским партнерам, что в Баку джентльменские соглашения порой бывают надёжнее, чем официальные контракты. Со мной такое случалось. Арендодатель заключил с нами устное соглашение на определённую сумму и ровно через час ему предложили большую сумму, но он отказался из-за данного нам слова. Итальянцы были поражены услышанным, а один из них даже сказал, что про такие истории в Италии он слышал только от своего деда.
— А какими еще жизненными принципами вы руководствуетесь?
— Я давно определился с жизненными принципами. Поделюсь с вами ещё одним. Кстати, он был озвучен много веков тому назад пророком Мухаммедом: не смотри на тех, кто выше тебя по положению и богатству, а смотри на тех, кто ниже тебя, чтобы ценить то, что имеешь.
— Но, кажется, вы смотрите на тех, кто выше вас…
— Только для того, чтобы обучиться у них опыту и не повторять их ошибок. Естественно, мы стремимся повысить качество оказываемых нами услуг, улучшить условия труда наших работников. Мы регулярно стараемся открывать новые рабочие места, увеличиваем ассортимент товаров, налаживаем сотрудничество с новыми брендами. Но, поверьте, наша главная цель не приумножение богатства, а доставление радости нашим клиентам, забота об их здоровье, времени, средствах. Что же касается богатства, то, на мой взгляд, для полного счастья человеку требуется очень мало. В одном из хадисов нашего пророка говорится, что если человек проснулся здоровым в безопасном месте и имеет кусок хлеба на день, то он словно владеет всеми благами этого мира.
— Неужели в бизнесе можно оставаться таким человечным?
— Каждый человек индивидуален, каждый имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, хотелось бы, чтобы последних было поменьше. Но судить об этом не мне. Я же счастлив оттого, что сегодня меня окружают те же люди, что и десять лет назад. Ведь всего, чего мы добились сегодня, завтра может и не быть, не мы являемся хозяевами тех благ, которые в нашем распоряжении сегодня. И поэтому человек должен оставаться или, по крайней мере, стараться оставаться таким, каким был прежде. Думаю, что за эти годы во мне мало что изменилось. По крайней мере, я всегда стараюсь оставаться самим собой.. Если человек определился со своими жизненными приоритетами и твердо придерживается их, ему легче избегать негативного влияния среды. Но, как я уже отметил, добиться всего этого без твердого духовного стержня, пожалуй, невозможно.
— Говорят, никто не знает человека лучше, чем он сам. Как бы вы сами охарактеризовали себя?
— Сложный вопрос. Никогда не задумывался об этом. Я оптимист, и стараюсь во всем видеть хорошее. Это помогает мне по жизни. В моей работе большое значение имеет умение правильно построить взаимоотношения с людьми. Поэтому я стараюсь признавать собственные ошибки и прощать тех, кто осознал свою вину. Я стремлюсь видеть в людях их лучшие качества, по достоинству оценивать их старания и инициативность.
— А к чему вы стремитесь сегодня?
— Думаю, всегда нужно стремиться к чему-то хорошему. И сегодня, как и много лет назад, мною движет желать созидать, приносить людям пользу. Творческой натуре — а без этого я не стал бы архитектором — нужна свобода действий. В свое время мой отец часто отказывался от заказов, не желая быть загнанным в определенные рамки. Оказывается, яблоко от яблони действительно не далеко падает. Любовь к архитектуре все еще течет в моих жилах. С десяти лет я ощущаю себя архитектором. В 12 лет я начертил свой первый проект — кафе. В 14 — уже чертил дипломные работы для студентов. Сдавая документы для поступления в институт, из десяти факультетов я выбрал только один — архитектурный, на который и поступил. Совместно с отцом я работал над проектами первых «высоток», которые сингапурская компания строила на проспекте Нариманова. Помимо этого, я проектировал частные виллы, дома, офисы, занимался дизайном квартир.
Думаю, в скором времени мне удастся вернуться к любимой профессии. Но главное моё устремление — быть благодарным Творцу и приносить пользу людям, своей стране и своему народу.
— Но вы еще и президент Федерации пляжного футбола Азербайджана…
— Это общественная работа, которая доставляет мне огромное удовольствие. Взяться за нее мне предложил мой хороший знакомый, генеральный секретарь АФФА Эльхан Мамедов. Это была возможность внести скромную лепту в укрепление здоровья и духа нашей нации, и я с удовольствием согласился. Я убежден, что каждый гражданин должен делать все возможное для того, чтобы независимый Азербайджан превратился в мирового лидера во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в спорте.
И я счастлив, что за короткий срок своего существования Федерация пляжного футбола Азербайджана совместно с АФФА сумела достичь немалых успехов. Мы построили отличный стадион в поселке Мардакян, на высоком уровне провели «Еврокубок», на котором наша национальная сборная заняла достойное третье место. В настоящее время наша сборная регулярно принимает участие в международных турнирах. Мы ведем селекционную работу среди молодежи, приглашаем к сотрудничеству лучших тренеров, организуем семинары и иные мероприятия. Сейчас наши парни готовятся к отборочному турниру в Испании, где будут бороться за путевку на чемпионат мира.
— А как вы отдыхаете?
— По-разному. Предпочитаю отдыхать вместе с семьёй, хотя это, к большому сожалению, не всегда получается. Обычно отдыхает семья, а я продолжаю работать.
— А как восстанавливаете силы?
— Моральные силы стараюсь компенсировать через духовную практику. Вечерами, после общения с семьей и детьми, стараюсь уединиться для общения с Создателем.
— Как начинается ваш день?
— Как правило, просыпаюсь в 6 утра. Ложусь не позже 12-ти. Утром частенько готовлю завтрак для дочери, пока она собирается в школу… Потом начинаются рабочие будни — проверяю почту, документы, провожу совещания с руководителями региональных офисов и собрания со своими служащими.
— В чем же все-таки ваша формула успеха?
— Всегда быть честным с самим собой и с людьми, стремиться к лучшему и доводить работу до конца и никогда не сдаваться, даже если шансы на успех невелики! Я оптимист и верю в добро и в справедливость, постоянно работаю над собой и адекватно воспринимаю критику. Когда мы открывали свой первый магазин, нас было трое: я, сестра и брат. Сегодня я несу ответственность за судьбы более чем 400 служащих и не имею права на опрометчивые решения, и поэтому я прислушиваюсь к мнению своих консультантов, а важные решения в нашей компании принимает совет директоров. И, конечно же, успех в бизнесе зависит не только от личных качеств, но и от страны, в которой вы трудитесь. Это очень важная составляющая формулы успеха. Я видел людей с оружием в Грузии, криминал в Махачкале и финансовую нестабильность в Турции, и я горжусь тем, что мы живем и работаем в нашей прекрасной и безопасной стране, где экономический рост обусловливается политической стабильностью. Думается, все мы должны благодарить Создателя за то, что в самые трудные минуты для нашей Родины Великий сын нашего народа Гейдар Алиев заложил основу для процветания Азербайджана, и за то, что сегодня Азербайджан успешно следует по намеченному им курсу под руководством моего Президента и Президента каждого из нас - Ильхама Алиева.
Сеймур Закаряев
Фото: Сергей Хрусталев
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото