Ядерная игра вокруг КНДР набирает обороты
Северная Корея заявила во вторник о возобновлении своей ядерной программы и прекращении шестисторонних переговоров, которые были призваны добиться ее необратимого прекращения.
Тем самым Пхеньян отреагировал на осуждение в форме заявления председателя Совета Безопасности ООН недавнего запуска северокорейской ракеты, и ответ на это ни для кого не стал неожиданностью.
Ранее власти КНДР предупреждали, что запуск ракеты проведен исключительно в целях мирного освоения космоса, и если в СБ ООН «хоть словом» этот шаг будет осужден, необходимость шестисторонних переговоров отпадет.
В диалоге «шестерки», начатом в Пекине в 2003 году, принимают участие высокопоставленные дипломаты России, США, Китая, КНДР, Республики Корея и Японии.
На этот раз в Пхеньяне поступили так, как и обещали. Центральное телеграфное агентство Кореи - единственное в КНДР - передало заявление представителя МИД этой страны, в котором содержатся три пункта:
Во-первых, КНДР «решительно осуждает» заявление председателя СБ ООН, в котором допускается возможность санкций против северокорейского государства, и заявляет о намерении продолжать «реализацию своего независимого права на использование космического пространства на основе международного права».
Во-вторых, Пхеньян считает, что реакция на запуск ракеты СБ ООН «нарушает принятый на шестисторонних переговорах принцип равенства и уважения суверенитета», и больше не видит необходимости их продолжать. В то же время КНДР намерена вернуться к развитию атомной энергетики и рассмотреть возможность строительства АЭС на легководных реакторах, которые нельзя использовать для получения оружейного плутония.
И, наконец, в-третьих, было сделано, пожалуй, главное заявление представителя северокорейского МИД, о том, что Пхеньян «будет всесторонне укреплять самостоятельные силы ядерного сдерживания» и восстановит выводившиеся из строя объекты в экспериментальном центре в Йонбёне. Именно там был получен оружейный плутоний, использованный для создания ядерного устройства, которое было испытано в КНДР осенью 2006 года.
«Будут приняты меры для полного восстановления и нормализации работы ядерных объектов, выводившихся из строя в соответствии с шестисторонними переговорами, и в этих рамках будут перерабатываться отработанные стержни из экспериментальной АЭС», - говорится в заявлении представителя МИД КНДР.
Отработанный сценарий
Ситуация вокруг КНДР вновь развивается как в плохом киносценарии, который можно заранее предугадать. Разыгрывается схема, которая позволит заинтересованным странам сдвинуться с мертвой точки и искать пути урегулирования кризиса.
Переговоры «шестерки» в полном масштабе не собирались уже больше года, хотя в Пекине и встречались главы делегаций, чтобы обсудить вялотекущий процесс. Но он в действительности оказался в тупике, поскольку не все его участники стали выполнять свои обязательства. Речь прежде всего идет о Японии и Южной Корее, которые отказались поставлять Пхеньяну топливо для обычных электростанций взамен на демонтаж ядерных объектов в Йонбёне. В свою очередь, США не удовлетворили сведения, которые КНДР представила о всех своих ядерных программах, а договориться о способах их проверки Вашингтон и Пхеньян так и не смогли.
Новая администрация США во главе с президентом Бараком Обамой должна как-то выходить из ситуации, но просто кинуться с распростертыми объятиями к Северной Корее американцам явно неудобно, поскольку надо думать о «сохранении лица». Поэтому процессу надо было дать толчок. Запуск ракеты, произведенный 5 апреля, дал повод, чтобы обвинить Пхеньян в нарушении резолюции СБ ООН 1718, которая запрещает КНДР заниматься разработкой баллистических ракет. И хотя в Северной Корее объявлено о запуске спутника, западные военные эксперты считают, что на деле была испытана межконтинентальная баллистическая ракета, и никакого спутника на орбите так и не появилось.
Теперь, когда в ответ на реакцию СБ ООН прозвучало очередное пхеньянское «вам не удастся поставить нас на колени» и КНДР намеревается вернуться к созданию ядерного оружия, у американцев появится весомый повод для того, чтобы начать скорее всего прямой диалог. На это, видимо, и рассчитано упоминание в заявлении северокорейского МИД АЭС на легководных реакторах, которые до прихода в вашингтонский Белый дом Джорджа Буша строились под эгидой США на восточном побережье КНДР.
В 1994 году в Женеве северные корейцы и американцы договорились о создании консорциума Организация содействия развитию энергетики Корейского полуострова (КЕДО), который строил в КНДР АЭС на двух легководных реакторах. Была уже создана инфраструктура, бетонное основание для АЭС, начаты поставки компонентов реактора, но эти планы были сорваны, когда Буш объявил Северную Корею частью «оси зла» и начал войну в Ираке. Теперь КНДР надеется, что строительство можно будет возобновить.
Реакция России
МИД России считает реакцию СБ ООН на запуск ракеты оптимальной и компромиссной, призывает КНДР, как и все остальные стороны «шестерки», соблюдать свои обязательства и не прерывать шестисторонние переговоры.
«Российская сторона удовлетворена тем, что Советом была принята не резолюция, а заявление председателя СБ, что, по нашему мнению, стало оптимальным решением в данной ситуации. В конечном итоге был достигнут компромисс, с которым согласились все члены Совета Безопасности ООН», - говорится в сообщении, распространенном Департаментом информации и печати МИД РФ.
Упрекая Пхеньян, российское внешнеполитическое ведомство напомнило, что «Россия неоднократно настойчиво рекомендовала КНДР не проводить ракетный эксперимент, предупреждая о неизбежной негативной реакции соседних государств и всего международного сообщества».
«К сожалению, партнеры не прислушались к нашим советам, в результате чего вопрос попал в поле зрения Совета Безопасности ООН», - пояснили в МИД.
В его сообщении подчеркивается, что содержащееся в заявлении председателя СБ ООН поручение специальному комитету пересмотреть список товаров, физических и юридических лиц, подпадающих под действие уже существующих запретов «не означает усиления режима санкций» против КНДР.
«Важно, что в заявлении отмечена приоритетность сохранения шестисторонних переговоров по ядерной программе Корейского полуострова. В этой связи ко всем его участникам обращен призыв полностью выполнить принятые в рамках этого процесса обязательства», - отметили в МИД РФ.
При этом выражено сожаление, что в ответ на реакцию в СБ ООН, которую в России считают «правомерной и сбалансированной», Пхеньян заявил о выходе из шестисторонних переговоров и о возобновлении своей ядерной программы.
«Призываем КНДР соблюдать резолюцию 1718 СБ ООН и положения Совместного заявления Китая, КНДР, РК, России, США и Японии от 19 сентября 2005 года, вернуться за стол переговоров в интересах денуклеаризации Корейского полуострова и нахождения надежных мирных способов обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии для всех расположенных в этом регионе государств. Со своей стороны Российская Федерация готова всемерно содействовать достижению этих целей», - говорится в сообщении Департамента информации и печати МИД РФ.
Мнения экспертов
«Реакция КНДР оказалась более жесткая, чем можно было предполагать, так как и заявление председателя СБ ООН было более жестким, чем ожидали корейцы», - заявил РИА Новости директор корейских программ Института экономики РАН, профессиональный дипломат Георгий Толорая.
Эксперт сомневается в возможности строительства собственными силами легководного реактора в Северной Корее, а обещание восстановить объекты в Йонбёне считает «скорее угрозой, чем реальной опасностью». «Это заняло бы немало времени, и для Пхеньяна важен сам факт обладания ядерным потенциалом, а не его мощность», - сказал Толорая.
По мнению руководителя Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александра Жебина, если давление на КНДР будет нарастать, то она «может пойти на новое испытание ядерного оружия».
«США придется задуматься над тем, что либо с возобновлением военной ядерной программы к ядерному статусу будут стремиться также Япония и Южная Корея, либо нужно просто снять озабоченность КНДР относительно ее безопасности, а не размахивать кулаками», - сказал Жебин.
Реакция других стран
Китай как организатор переговоров «шестерки» надеется на продолжение переговоров о ядерной проблеме Корейского полуострова, несмотря на заявление КНДР о намерении выйти из переговорного процесса, заявила во вторник в Пекине официальный представитель МИД КНР Цзян Юй.
«Мы надеемся, что все стороны, исходя из интересов общей обстановки, с хладнокровием и терпением будут обеспечивать продвижение шестисторонних переговоров», - сказала Цзян Юй.
Япония со своей стороны призвала КНДР прислушаться к СБ ООН и не прекращать переговоры.
«В частности, мы поддерживаем скорейшее возобновление шестисторонних переговоров», - заявил в Токио журналистам представитель МИД Японии Ясухиса Кавамура.
Иван Захарченко, международный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.