«Набукко» не будет? Карабахский прорыв?
Завершившийся накануне рабочий визит президента Ильхама Алиева в Москву можно считать важным шагом на пути строительства новой политической архитектуры на Южном Кавказе.
Несмотря на то, что в ходе визита никаких официальных документов подписано не было, было сделано немало заявлений, позволяющих говорить о возможности достижения в самом ближайшем времени прорывных решений по важным проблемам, имеющим не только региональное значение.
Начнем с темы закупки Россией азербайджанского газа. Как заявил азербайджанский президент, выступая на совместной со своим российским коллегой пресс-конференции, «сотрудничество в газовой сфере - тема относительно новая, она начала обсуждаться недавно, но в данном направлении, я думаю, ... можно констатировать достаточный прогресс». За этим стоит то, что предположение, согласно которому уже в мае-июне текущего года российский «Газпром» может получить право стать одним из основных покупателей азербайджанского газа, вполне обоснованно. «Сотрудничество в энергетической сфере и, в частности, в газовой, будет проходить, я надеюсь, на взаимовыгодных условиях и в духе добрососедства, - подчеркнул Ильхам Алиев. - Тем более, что мы соседи, и между нами не существует никаких транзитных стран, существует достаточно эффективная транспортная инфраструктура, нет необходимости дополнительных инвестиций по строительству трубопроводов и газопроводов».
«Эти исходные позиции очень выигрышные. Необходимо, чтобы компании в духе доброй воли пришли к соглашению, и тогда сотрудничество в газовой сфере между Азербайджаном и Россией будет органично вписываться в общее сотрудничество между нашими странами», - отметил он.
Что касается объемов, а это тоже вопрос принципиальный, азербайджанская сторона заявила, что ограничений в этом вопросе с ее стороны нет. Вместе с тем большие объемы газа Азербайджан в состоянии поставлять лишь после 2011 года, когда войдет в эксплуатацию вторая стадия проекта «Шах Дениз». В этом случае весь объем газа, предназначенный для экспорта, будет составлять где-то 12-14 млрд кубометров.
Поэтому основные свои экспортные обязательства Азербайджан сформирует к этому сроку. Потенциальные покупатели газа уже сегодня ведут активную деятельность, чтобы зарезервировать для себя необходимые объемы. Так, Болгария еще с прошлого года настойчиво хочет приобретать у Баку газ объемом 1 млрд кубометров, примерно на такой же объем претендует Греция, Италия посредством реализации проекта «Посейдон» рассчитывает получать значительно больше. Таким образом, активность России далеко не случайна.
Сегодня без дополнительных усилий Москва может приобретать у Баку как минимум 5 млрд кубометров газа, благо для этого существует необходимая транспортная инфраструктура, но при желании объемы прокачки можно и увеличить. Если предположить, что это произойдет, то Россия может стать важнейшим участником транспортно-энергетической политики Азербайджана, а это, если брать во внимание все возрастающую роль страны в региональных энергетических проектах, весьма значимо.
Многие аналитики сегодня даже высказывают предположения, что Россия намеренно добивается этого, чтобы оставить проект «Набукко» без газа. Но правомерность таких предположений отверг сам азербайджанский президент, выступая перед журналистами в Москве.
«Отличие проекта «Набукко» от других проектов, в частности тех, которые мы осуществляем, в том, что в данном случае строительством нашего проекта должны заниматься потребители, а не производители, - отметил Алиев. - Естественно, потребители должны прийти к согласию и по финансовым вопросам, и по поддержке со стороны международных финансовых институтов. Без серьезной политической поддержки этот проект реализовать будет очень трудно. Важно решить и технический вопрос, поскольку строить трубопроводы не так-то просто с учетом рельефа местности и географии. Но при наличии политической воли, финансовой компоненты и скоординированной, слаженной работы всех членов проекта, он может быть осуществим».
Ильхам Алиев еще раз подчеркнул, что «Азербайджан не является ни инициатором проекта «Набукко», ни его участником». «В качестве транзитной страны, если будет обращение к нам обеспечить транзит, мы, конечно же, с удовольствием выступим, поскольку мы, как и любая другая страна, заинтересованы в том, чтобы через нашу территорию транспортировались любые грузы, включая углеводороды». Энергетическая хартия, которую подписал и Азербайджан, «предполагает такую позицию страны-транзитера».
«Если трубопровод «Набукко» будет построен, то, естественно, при сложившихся условиях мы можем поставлять часть своего газа в этом направлении, - подытожил Алиев. - Но так, как складывается ситуация на сегодняшний момент, трудно сказать, когда этот проект будет сдвинут с мертвой точки, и кто это будет делать».
Вопрос, что называется риторический, и в случае с «Набукко» - перманентный. Примечательно, что он был поднят аккурат в преддверии газового саммита в Софии, который пройдет 22-24 апреля, и на который приглашены лидеры 28 стран, в том числе Центральной Азии, Кавказа и Евросоюза, а также представители России, США и Ирана. Вопрос в том, кто в нем примет участие, но вот какие конкретные договоренности будут приняты, к сожалению, уже не вопрос. Практика показывает, что все что делается и решается, - решается не на саммитах, а на рабочих встречах, таких, к примеру, как встреча Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева.
Накануне энергетическая компания RWE (Германия) заключила с правительством Туркмении предварительный договор о поставках природного газа из Центральной Азии в Европу. Соглашение также предполагает ведение разработки 23-го блока туркменского месторождения нефти и газа на шельфе в Каспийском море. И, судя по всему, основной объем поставок планируется выжить их этого блока. Для Туркмении, которая также не против западного маршрута, такие менее значительные, но более конкретные проекты, похоже, также являются более предпочтительными, чем «Набукко».
Что до самого «Набукко», то на фоне активных переговоров Москвы и Баку, спецпредставитель Венгрии в проекте - посол по особым поручениям МИД страны Михай Байер поспешил заявить, что международное соглашение по строительству газопровода между правительствами заинтересованных стран может быть подписано до конца этого полугодия. Он уточнил, что уже к саммиту в Праге по «Восточному партнерству» (7 мая), который тоже почему-то стали называть энергетическим, будет готов текст договора. До конца апреля Еврокомиссия должна дать ответ — получит ли «Набукко» финансирование из бюджета ЕС как приоритетный проект. В общем, ждать недолго.
Вторая, не менее важная тема на переговорах между Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым - карабахская, также может стать многообещающей. После подписания Московской декларации переговорный процесс вступил в стадию, которую можно охарактеризовать как сдержанно-оптимистические ожидания прогресса. Активизировавшийся армяно-турецкий диалог, вероятность открытия армяно-турецкой границы, а также различные противоречивые заявления и предположения свидетельствуют о подвижках, результат которых до конца не ясен ни одной из сторон. Так, заявления президента Турции А.Гюля о том, что он верит в мирное решение конфликта до конца года, на фоне заверений турецких официальных лиц о том, что Анкара ни при каких обстоятельствах не откроет границу с Арменией, пока не будет урегулирован нагорно-карабахский конфликт, только подливают масло в пламя ожиданий. В этих условиях именно от позиции Москвы, как одновременного союзника Азербайджана и Армении, а вместе с тем и гаранта Московских соглашений и сопредседателя Минской группы ОБСЕ, в немалой степени зависит прогресс в переговорах.
Сам Ильхам Алиев выразил признательность России за попытки сблизить позиции по вопросу урегулирования нагорно-карабахской проблемы. При этом заявив, что «конечно, отсутствие результата не может нас радовать, но, тем не менее, мы не можем закрывать глаза на то, что существует определенный прогресс в процессе переговоров. Этот прогресс и поддерживает нашу надежду на то, что конфликт будет урегулирован достаточно быстро». По его словам, позиции сторон за последнее время в определенной степени сблизились, что является хорошей базой для продолжения переговоров.
Вместе с тем азербайджанский лидер констатировал, что существуют вопросы, по которым стороны не могут прийти к согласию. Относительно подхода Азербайджана к урегулированию нагорно-карабахской проблемы глава государства заявил: «Наши попытки всегда основаны на конструктивном подходе, на международном праве, на восстановлении исторической справедливости. Не секрет, что на протяжении почти 20 лет территория Азербайджана находится под оккупацией, и этот факт признан всем мировым сообществом».
«Мы надеемся, что в ближайшие месяцы мы сможем сдвинуть и дальше процесс урегулирования и добиться такого решения, которое бы отвечало интересам двух стран, которое бы обеспечивало восстановление территориальной целостности Азербайджана и восстановление международных норм и принципов в нашем регионе, - сказал Алиев. - От этого в выигрыше окажутся все, и в таком случае мы могли бы говорить о полномасштабном региональном сотрудничестве в регионе Южного Кавказа».
Президент Медведев, со своей стороны, подчеркнул, что «мы можем двигаться вперед, что стороны слышат аргументы друг друга». Это добавляет оптимистические ноты в ситуацию вокруг урегулирования самого застарелого конфликта на территории СНГ.
К слову сказать, совсем скоро в Москву прибудет и президент Армении. С достаточной степенью уверенности можно предположить, что Москва доведет позицию Алиева до своего ближайшего союзника на Южном Кавказе и попытается получить у него заверения, подводящие под оптимизм азербайджанской и российской сторон достаточные основания. А вот ожидающийся рабочий визит в российскую столицу премьера Турции позволит прояснить позицию уже всех заинтересованных сторон по этому вопросу. И лишь вслед за этим можно будет более или менее аргументировано говорить о том, если ли у карабахского урегулирования реальные перспективы.
Ильгар Велизаде, политолог, Азербайджан
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора