Медведев приехал в Финляндию. К Халонен и Александру I
Сначала запланированный как рабочий, нынешний (20-21 апреля) визит президента Дмитрия Медведева в Финляндию, по просьбе финнов, был переквалифицирован в государственный.
Им явно было совсем не стыдно и не зазорно приурочить его к 200-летию годовщины присяги финского сейма Александру I. Было это в марте 1809 года. Между прочим, по числу памятников, мемориальных досок и стел российским государям Суоми обгоняет все страны Европы, включая и саму Россию.
Правда, в самом Хельсинки никакого памятника Александру Первому нет. В финской столице, перед сеймом, установлен памятник Александру П (Освободителю). Чтобы церемониально поблагодарить Александра I за «отторжение» Финляндии от Швеции и, собственно, спасение ее как государства, президентам Дмитрию Медведеву и Тарье Халонен придется съездить 21 апреля в городок Порвоо примерно в 40 километрах к востоку от столицы. Здесь памятник и стоит в кафедральном соборе. Благодаря именно Александру Финляндия стала не захудалой провинцией Российской Империи, а Великим Княжеством Финляндским, да к тому же еще и самым политически прогрессивным во всей колоссальной, бескрайней державе. Здесь женщины впервые в мире получили избирательное право.
Российские государи, надо признать, всегда как-то по-особому любили эту северо-западную окраину и никогда не накладывали на нее со всей ужасной тяжестью свою монаршую десницу (они прилагали ее только к матушке-Руси). За исключением «зимней войны» 1939-1940 годов, но это, конечно, уже не были государи.
Хотя никакого подписания совместных документов по итогам визита не планируется, это совершенно не значит, что будут сплошь цветы и памятники. Из самых важных вопросов, которые стоят на обсуждении – обстоятельства вокруг строительства газопровода «Северный поток». Финляндия – одна из пяти стран (Россия, Германия, Дания, Швеция, Финляндия), через воды которых пройдет Nord Stream, и для утверждения окончательного проекта нужно ее разрешение. Медведев уже заявил, что «при обсуждении вопросов строительства газопровода «Северный поток», который пройдет по дну Балтийского моря через экономическую зону Финляндии, будет сделан акцент на соблюдении самых жестких экологических требований в ходе реализации этого проекта».
Нельзя сказать, что между нашими странами все так уж и без проблем. Трудные вопросы есть. Но финны с удивительной деликатностью приучились не выпячивать их. Многие финны сами утверждают, что их настолько приучили не поднимать никаких острых вопросов об отношениях с Россией, что в них это почти въелось на генетическом уровне. Так что любая дискуссия, отклоняющаяся от этой нормы, уже сильно будоражит общественное мнение.
Между тем такие дискуссии возникают. И все чаще. В последние несколько лет все «видимее» встает вопрос о возможности возвращения или, по крайней мере, обсуждения вопроса о возвращении «Карельских земель». За возвращение их Суоми выступает сейчас примерно 40% финнов. Речь идет о территориях, отошедших к СССР в 1944-м году – Карельском перешейке, Северном Приладожье и Печенге. Депутаты финского парламента с регулярностью раз в четыре-пять лет «прощупывают» возможность склонить свое правительство к началу переговоров о возвращении Карелии. Кстати сказать, такое делалось и в 1999-м году, когда нынешний президент Тарья Халонен была еще министром иностранных дел. Она тогда ответила на депутатский запрос: «В принципе нельзя исключать возможности проведения новых переговоров по поводу переданных Советскому Союзу территорий и их использованию в том случае, если Россия будет к этому готова. Однако Россия не выражает желания вести переговоры об изменении границ».
Этот вопрос, якобы дважды, поднимался. Один раз еще при президенте Урхо Кекконене в 1961-м во время рыбалки с Хрущевым. Никита Сергеевич отказал «в возвращении». Вторично – якобы уже при Ельцине во время его визита в Хельсинки в 1992-м. Ельцин вроде был «расположен», но вмешался российский политический кризис 1993-го. Во всяком случае, никаких документов на этот предмет нет. Наиболее активно продвигающая эту проблему организация «ПроКарелия» уже подсчитала, что на обустройство Карельского перешейка и Приладожья понадобится 10 лет и 30 млрд евро. Ну, плюс такие мелочи, как переселение отсюда примерно 370 тысяч русских и заселение сюда примерно 300 тысяч финнов. Кстати сказать, если эти планы когда-нибудь осуществятся, то на территории Финляндии останутся нефтеналивные терминалы Высоцк (финны называют его по старинке – Uuras) и Приморск (Koivisto).
Финны всегда относились к своему восточному соседу со смешанными чувствами, свойственными любым народам, живущим «в тени» огромной и, что уж греха таить, мало предсказуемой державы. Она может повернуться и обогреть, а может, и это уже не раз бывало, пошевелиться и чуть ли не зашибить. Поэтому в Финляндии всегда предпочитали вести себя в отношениях с «медведем» с исключительным спокойствием и корректностью. В состоянии покоя с Россией (СССР) всегда было гораздо легче иметь дело. Особенно экономически.
Финны ведь не чудом добились нынешнего экономического благополучия, не просто сидя вокруг своей знаменитой волшебной мельницы Сампо, исполняющей все желания. Суоми очень сильно зависит от российского импорта сырья. На сегодняшний день весь природный газ, который потребляет Финляндия, поступает из России. Потребности в нефти страна на 70% удовлетворяет за счет российского импорта. Она покупает у нас треть всего необходимого каменного угля и 10% электроэнергии. Без российского леса лесоперерабатывающая промышленность страны, кстати, крупнейшая в мире, встала бы уже через неделю. Правда, без финской бумаги через пару дней уже перестало бы выходить почти 60% всех российских газет и журналов.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.