Существует ли реальный контроль над ядерными активами Пакистана? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Существует ли реальный контроль над ядерными активами Пакистана?

18:52 - 27 / 04 / 2009
Существует ли реальный контроль над ядерными активами Пакистана?

Пакистан испытал «исламскую атомную бомбу» ровно через две недели после заявления Индии о наличии у нее ядерного оружия - в мае 1998 года.

По оценкам экспертов, в настоящий момент Исламабад располагает 10-150 ядерными зарядами (наиболее часто звучит цифра от 24 до 48), и, возможно, материалами, достаточными для производства еще 30-52 боеголовок. Ядерные боеприпасы Пакистана произведены из урана, однако существуют косвенные свидетельства, что Пакистан ведет работы по производству оружейного плутония.

Пакистан обладает боевыми самолетами, способными нести ядерное оружие. Основу его стратегической авиации составляют американские истребители-бомбардировщики F-16, которые США поставили в начале 1980-х годов, после вторжения советских войск в Афганистан. Пакистан самостоятельно переоборудовал эти машины, чтобы они были способны нести ядерное оружие. Кроме того, при поддержке Китая он активно развивает ракетную программу. В частности, Пакистан создал баллистическую ракету Half-3 (радиус действия до 600 км) и ракету Ghauri (дальность до 2 тыс. км) - переименованная и модернизированная северокорейская ракета No-Dong, в свою очередь, созданная на базе советской ракеты «Скад». Кроме того, Пакистан обладает ракетами Shaheen (версия китайской ракеты «Великий Поход»\DF-15), дальностью до 2.5 тыс. км.

Ядерная программа Пакистана стартовала в 1972 году, сразу же после окончания очередной войны с Индией. В 1975 году в Пакистан из Германии вернулся известный ученый-металлург Абдул Кадир Хан, после чего был достигнут значительный прогресс в исследованиях. В 2003 году Абдул Кадир Хан признался в том, что передавал ядерные секреты Пакистана третьим странам (ныне появились публикации, авторы которых доказывают, что ядерная инфраструктура Ирана создана при содействии Абдул Кадир Хана). На территории Пакистана находятся богатые месторождения урана. Почти все ядерные объекты Пакистана не проходили инспекцию МАГАТЭ.

Кто реально контролирует ядерные активы Пакистана.Этот вопрос задают себе все аналитики и эксперты по ядерному нераспространению и ядерной политики Пакистана.2 февраля 2000 года тогдашний президент Пакистана Мушарраф обьявил о создании Национальной системы командования ядерными силами.С этого момента в Пакистане существует четкая и высокоорганизованная национальная система ядерного командования и управления, которая к тому же курируется самой могущественной военной организацией в стране - Межведомственной разведкой, что значительно затрудняет попадание ядерного оружия в руки экстремистски настроенных элементов и террористов.

Стоит отметить,что существуют две ключевые озабоченности, которые продолжают существовать в отношении ядерной программы Пакистана.

Во-первых, ядерные активы или технология попадают в чужие руки. Регион пакистано-афганской границы извесстен тем, что там укрываются террористы из «Аль-Каиды» и «Талибана», включая самого Усаму Бин Ладена. То есть фактически на севере Пакистана у границ горных систем Памира и Гиндукуша воссоздано квазигосударство, вытесненных из Афганистана талибов, к которым примкнули пакистанские талибы, которые снова повели борьбу против афганского правительства и регулярной армии Пакистана с пакистанской территории. С весны 2004 года пакистанская армия была вынуждена проводить масштабные боевые действия против отрядов «Аль-Каиды» и «Талибана» на афгано-пакистанской границе. По мнению американских экспертов, боевики ставили целью прорыв к ядерным обьектам на западе Пакистана.На самом деле,теоретически такая угроза могла возникнуть.

Опыт начавшейся второй «афганской войны» показал, что талибы обладают высокой оперативной мобильностью и в будущем могут нападать на Пакистан с любого участка афгано-пакистанской границы. Наконец, ядерные обьекты на западе Пакистана строились в стратегическом тылу с точки зрения сценариев индо-пакистанского конфликта, но никак не пакистано-афганского. Они недоствточно защищены от возможного удара со стороны горных районов Афганистана.

Во вторых, американские исследователи фиксируют рост активности радикальных исламистов внутири самого пакистанского общества, в том числе и среди молодых армейских офицеров пакистанских вооруженных сил и физиков-ядерщиков. Так, подозревается, что некоторый процент молодых физиков и военых в Пакистане испытывают большое влияние исламского радикализма, чем предыдущие поколения.

В этой связи примечательно «дело физиков-ядерщиков», сотрудников в отставке Пакистанской комиссии по атомной энергии Султана Башируддина Махмуда и Абдул Меджида, которое всплыло в ноябре 2001 года. Эти два физика, обладающих опытом и знаниями по ядерной программе Пакистана, в ходе специального расследования признались в том, что они вели беседы с Усамой Бин Ладеном в ходе их поездок в Афганистан и встреч с руководителями «Аль-Каиды» и «Талибана». После этого руководством Пакистана были предприняты энергичные шаги по повышению безопасности ядерных обьектов и проверки персонала, работающего на них, но все равно это все еще предстваляет собой серьезную проблему.

В сегодняшней обстановке усиления террора в Пакистане со стороны радикальных исламистов и экстремистов из числа «Талибана» и «Аль-Каиды» слабости и неспособности граджанского правительства и правительства Зардари справиться с растущими угрозами терроризма существуют различные мнения по поводу того, насколько будет реален контроль за ядерными активами в Пакистане со стороны государства и военных и насколько возможно их попадание в чужие руки.

Среди западных аналитиков по ядерному оружию имеется озобоченность по поводу того, что в случае если в Пакистане произойдет исламская революция, то «Иран мог бы расширить свою ось в восточном направлении». Однако пакистанские эксперты отрицают подобное развитие ядерной ситуации и утверждают, что «шанс того, что экстремисты Пакистане завладеют контролем над ядерным оружием Пакистана равен нулю».

На наш взгляд, с этой оценкой частично можно согласиться при том условии, что Пакистан полностью не захлестнет очередная волна насилия и террора, а исламская фундаменталисткая идеология полностью не займет умы и сердца пакистанских военных, в особенности младшего командного состава.На сегодняшний день эта перспектива представляется отдаленной, даже гипотетичной, но рост активности экстремистов в стране и слабость гражданского правительства Зардари очевидны уже сейчас.

Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Редакция не несет ответственности за позицию автора.

Поделиться:
2575

Последние новости

Все новости

1news TV