STRATFOR: «США ни в коем случае не должны позволить Израилю начать войну самостоятельно»
Все говорит о том, что инцидент, имевший место на ирано-иракской границе 18 декабря, был тщательно спланирован иранским руководством, пишет сегодня главный редактор STRATFOR Global Intelligence Джордж Фридман.
Напомним, в прошлую пятницу небольшое подразделение иранских войск захватило нефтяной колодец, расположенный на территории Ирака и водрузило на вышке иранский флаг. Иранцы утверждают, что территория, на которой находится месторождение, - иранская, захваченная Ираком в ходе ирано-иракской войны.
«Такие инциденты случались и в прошлом и в другое время прошли бы незамеченными. Иранское руководство озабочено американским предупреждением о том, что 31 декабря 2009 года - конечная дата решения проблемы иранских ядерных разработок. Согласно источникам в Белом доме, Вашингтон готов продлить ультиматум до 15 января 2010 года. Соединенные Штаты воспринимают иранский кризис как нечто текущее по американскому расписанию. Так же как в Афганистане, администрация Обамы полагает, что контролирует ритм событий и располагает временем для принятия взвешенных и продуманных решений. Это означало бы, что Иран находится в обороне и плетется в хвосте американских действий, не обладая полем для собственной инициативы»,- отмечает американский аналитик.
Однако, по мнению Фридмана, смириться с таким ходом событий для Ирана было бы губительно. «Тегеран должен был продемонстрировать, что ритм происходящего диктуют не только американцы и израильтяне. Иранский режим напоминает США и Израилю, что у него есть собственные опции, независимо от того, что выберут США - санкции или войну. И главное, Иран должен был показать, что может совершить упреждающий ход»,- отмечает автор статьи.
По словам Фридмана, если подвести черту, исход инцидента показал, что Иран может иметь свой сценарий, независимый от Соединенных Штатов, и второе - Иран показал, что может поднять цены на нефть.
Каковы возможные опции Ирана в случае, если в Тегеране сочтут войну неизбежной?
1. Закрытие Ормузского пролива и Персидского залива для движения нефтеналивных танкеров при помощи минирования и ракетной угрозы судам. Это вызовет гигантский скачок цен на нефть. Удар по глобальной экономике будет очень серьезным.
2. Дестабилизация в Ираке. Иран остается важнейшим действующим лицом в иракской драме. В случае угрозы войны иранцы могут предпринять прямое вторжение в эту страну, что заставит Обаму изменить расписание вывода войск из Ирака, в ущерб Афганистану.
3. Использование «Хизбаллы» для начала военных действий против Израиля и атак на американские цели. «Хизбалла» намного эффективнее, чем «Аль-Каида» в лучшие ее годы, и может быть грозным оружием, если Иран решится его задействовать, а «Хизбалла» согласится играть уготованную ей роль.
Фридман утверждает, что прежде чем наносить удары по ядерным объектам Ирана, США должны взвесить потенциал иранских ответов. «Прежде всего должны быть уничтожены противокорабельные ракеты и иранский флот, чтобы предотвратить минирование пролива. Во-вторых, следует атаковать иранские части, расположенные вдоль иракской границы. И, наконец, надо ликвидировать силы «Хизбаллы», особенно за пределами Ливана»,- отмечает автор.
Американский аналитик считает, что любой атаке по ядерным объектам Ирана должна предшествовать скоординированная авиационная и наземная атака по указанным целям. «С точки зрения Ирана, Тегеран стоит перед сценарием «используй все или все потеряешь». И там понимают, что не имеют права сидеть и ждать, пока США инициируют конфликт»,- пишет Фридман.
В то же время, по словам автора статьи, кампания против Ирана - необыкновенно сложное предприятие с существенной вероятностью проигрыша независимо от того, насколько хорошо она спланирована. «И США ни в коем случае не должны позволить Израилю начать войну самостоятельно - у Израиля нет ресурсов, чтобы воспрепятствовать минированию Ормузского пролива и иранскому вторжению в Ирак. США заинтересованы в невоенном решении проблемы. Идеальным было бы объявление санкций на ввоз бензина в Иран, и Вашингтон хочет выиграть время, чтобы склонить Россию и Китай на свою сторону»,- резюмирует Джордж Фридман.
Арье Гут