Готовится ли тигр к прыжку? - АНАЛИТИКА
Наступающий 2010 год, согласно восточному календарю, пройдет под знаком Тигра.
Означает ли это, что выход мировой экономики из поразившего ее кризиса во многом будет зависеть от ситуации, складывающейся на рынках развивающихся стран, в том числе «молодых тигров» из государств Юго-Восточной Азии? Как сложится конъюнктура цен на сырьевые товары, в первую очередь нефть, золото и прочие на торговых площадках мира? Каким можно ожидать соотношение курса доллара США к корзине, состоящей из семи основных валют мира, а также пары евро/доллар?
От темпов восстановления мировой экономики во многом будет зависеть спрос, а следовательно, и цены на углеводородное сырье. Последнее обстоятельство играет доминирующую роль при формировании госбюджета Азербайджана, сверстанного из расчета стоимости нефти $45 за баррель. Сценарий с такой ценой представляется достаточно консервативным относительно российского, где в бюджет заложено $58 за баррель нефти сорта Urals. Ведь последняя, в отличие от азербайджанской Azeri Light, торгуется со значительным дисконтом относительно североморской эталонной смеси Brent.
Возможно, такая осторожность в прогнозах цены на нефть обусловлена временем составления и обсуждения бюджета. Тогда еще нефтяные цены не демонстрировали «ралли», подобное тому, которое они совершили в конце 2009 – начале 2010 гг., побив рекордный максимум за последние 14 месяцев в $83 с лишним долларов за баррель. Но базировался он не столько на реальном спросе, который, наоборот, понизился, а на ожидании сильных морозов на северо-востоке США, являющихся крупнейшим потребителем мазута в мире.
С другой стороны, восстановление мировой экономики идет достаточно медленными темпами и носит неустойчивый характер, что сопряжено с различного рода рисками. И это неудивительно, потому как рост носит не естественный характер, а обусловлен накачкой деньгами ведущих экономик мира.
Рано или поздно такая политика государств может привести к инфляции, что заставит Центробанки стерилизовать излишнюю денежную массу. Это чревато тем, что в ожидании инфляции биржевые спекулянты будут раздувать пузыри на сырьевых рамках, но как только Федеральная резервная система (ФРС) США перейдет к политике увеличения ставки рефинансирования (отказа от дешевых денег), они станут уходить в более надежные, долларовые активы. Тогда может начаться падение цен на нефть или вхождение их в «зону турбулентности». Но, думается, что даже если у мирового экономического кризиса обнаружится «второе дно» (чего опасаются многие эксперты), то оно окажется «мельче» первого, когда цены на нефть упали в январе 2009 года до $32 за баррель.
Но даже при таком развитии ситуации в нем можно обнаружить некоторые положительные моменты для нашей страны. Один из них заключается в том, что, судя по заявлениям руководства США и положению дел в экономике страны, в ближайшие полгода ФРС не собирается отказываться от политики «дешевых денег». А это означает, что несмотря на всю волатильность цен на нефть, они будут колебаться в коридоре, значительно превышающем $45 за баррель.
Другой положительный аспект состоит в том, что страны-члены ОПЕК на своем последнем заседании в столице Анголы – Луанде заявили о своем удовлетворении диапазоном цен $65 - 75 за баррель и пересмотра квот на добычу нефти в ближайшее время ожидать не стоит. Напомним, что очередная встреча участников этой организации состоится только в апреле 2010 года.
Что же касается заявлений руководства Ирака, страны, не охваченной системой квотирования нефтедобычи ОПЕК, об увеличении экспорта нефти в 3 раза, то это всего лишь намерения и связанные с ним риски, вряд ли дадут им осуществиться в ближайшие год – два.
Все это позволяет с высокой долей уверенности говорить о том, что, по крайней мере, в первом полугодии 2010 года госбюджет Азербайджана будет перевыполнен, а поступления в Госнефтефонд превысят прогнозные. Как следствие, во втором полугодии можно ожидать повышения пенсий, стипендий, окладов бюджетников и прочих выплат из госказны.
Что касается цен на золото, то они имеют серьезный потенциал роста. Продолжение ими в 2009 году исторического максимума в $2200 за тройскую унцию и последовавший за ними обвал до нынешних $1200 с небольшим, лишний раз подтверждают это. Многое будет зависеть от того, станут ли Центробанки развивающихся стран в условиях слабого доллара сокращать его долю в золотовалютных резервах. В 2009 году по всему миру она упала с 65% до 57,5%.
Соотношение пары евро/доллар будет определяться как производная от политики ФРС США, Европейского Центробанка и хода дел в экономике. Слабой стороной евро в отличие от доллара, является то, что он «сшит» из экономик стран Еврозоны, крайне неравномерно переживающих кризис. Уже слышны угрозы Италии, Испании выйти из Еврозоны или иждивенческие настроения в других странах, отказы от сокращения дефицитов госбюджета. И как только ФРС США начнет повышение ставок рефинансирования, доллар усилится по отношению к евро.
В Азербайджане же есть все условия для поддержания стабильного курса доллара по отношению к манату. В случае же благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть, последний даже укрепится по отношению к доллару. Но происходить это будет плавно, поскольку на повестку дня встанет вопрос борьбы с инфляцией.
Чингиз Велиев