Президент Ильхам Алиев ответил на вопросы участников Мюнхенской конференции
БАКУ, 7 фев - 1NEWS.AZ
Президент Ильхам Алиев принял участие в обсуждениях на тему «Безопасность природных ресурсов и меняющаяся глобальная сила» Мюнхенской конференции по безопасности.
Как сообщает 1news.az со ссылкой на Азертадж, Президент Ильхам Алиев выступил на заседании с речью. Затем глава Азербайджанского государства ответил на вопросы участников обсуждений.
Вопрос: Мой вопрос к Президенту Алиеву. Я признаю роль Азербайджана в развитии Каспийского моря и открытии его для мира. Я высоко оцениваю Ваши слова о диверсификации экономики. Но мой вопрос связан с тем, какую работу Азербайджан проводит для диверсификации энергетической безопасности внутри страны? У Вас богатейшие запасы нефти и газа. Что Азербайджан предпринимает в области использования энергии ветра, возобновляемых энергетических источников и даже ядерной энергии? Спасибо.
Ответ: Как я уже отметил, реализация нашей энергетической стратегии началась относительно недавно, так как с точки зрения независимости мы – молодая страна. Поэтому важнейшим приоритетом для нас являлось обеспечение нашей энергетической безопасности. Прежде всего, нам необходимо было увеличить добычу нефти, а затем – уменьшить зависимость от газа, импортируемого из-за рубежа.
Это было достигнуто. Сразу после этого, сегодня, когда мы полностью обеспечиваем себя и начали экспортировать нефть и газ в различных направлениях, наш новый приоритет - возобновляемые энергоисточники. К сожалению, мы не богаты водными ресурсами, но, тем не менее, мы наметили большой план по развитию гидроэлектроэнергии в Азербайджане. С целью получения дешевой энергии мы планируем построить на всех реках малые электростанции. Одновременно недавно было создано Государственное агентство по возобновляемой энергии, и основным приоритетом станет энергия солнца и ветра. У нас много солнечных и ветреных дней. Так почему бы нам не воспользоваться этими климатическими преимуществами? Иногда ветер очень неприятен, но, думаю, в этом плане мы получили преимущество. В целях создания в нашем энергетическом балансе большого сегмента, состоящего из возобновляемых энергоисточников, мы планируем вложение крупных инвестиций со стороны государства и частного сектора. Это позволит нам сэкономить нефть и газ для будущих поколений и экспорта, направить полученные от нефти средства в возобновляемые источники. Таковы наши планы, и считаю, что мы добьемся их претворения в жизнь.
Вопрос: Господин Президент, в Давосе Вы отметили ряд вопросов, тормозящих прокладку Набукко. Набукко все еще приоритет для Вас?
Ответ: Как я уже отметил ранее, мы открыли большие запасы газа и уже создали совершенную транспортировочную инфраструктуру. В настоящее время мы транспортируем газ в четыре страны: в Турцию, Грузию, Иран и Россию. У нас есть возможности, а если понадобится – и финансовые ресурсы для увеличения объема транспортировки в каждом из этих направлений. В настоящее время мы добываем столько газа, сколько используем внутри страны и можем продать.
Конечно, диверсификация очень важна для нас, как и для любой другой страны. Поэтому на первом этапе нашей повестки дня мы добились полной диверсификации поставок. Однако в настоящее время мы находимся в преддверии вложения крупных, на сумму около 20 миллиардов долларов инвестиций для увеличения добычи, возможно, до 40 миллиардов кубометров или еще более высокого уровня. Для этого нам нужны рынки. Нам нужны рынки, которые примут наш газ, и где он будет продаваться по справедливым ценам. В то же время, мы должны быть уверены в том, что это сотрудничество будет долгосрочным, так как газовый бизнес отличается от нефтяного.
Прежде, чем вкладывать инвестиции, вы должны заранее знать ваших потребителей, транзитные тарифы, цену, установленную на ваш газ, надежен ли для вас рынок, насколько серьезны и верны ваши партнеры на другом конце трубопровода. Иными словами, без решения всех этих вопросов нам трудно было бы подготовить пакет столь крупных финансовых инвестиций для увеличения добычи газа.
Вы ссылаетесь на мои комментарии в Давосе по вопросу, заданному в связи с проектом Набукко. Мы полностью поддерживаем этот и другие проекты, являющиеся частью «Южного коридора». В мае прошлого года Азербайджан присоединился к политической декларации, поддерживающей Набукко. Мы готовы серьезно рассмотреть этот вариант. Но для этого нам необходимо активизировать все усилия. Нам надо знать, когда будут выделены финансовые средства, кто будет финансировать, график реализации этого проекта и, если так можно сказать, насколько серьезны в этом проекте наши партнеры на другом конце трубопровода, так как всем нам известно, что в настоящее время есть целый ряд строящихся или рассматриваемых проектов. Это – «Голубой поток», «Южный поток», «Северный поток» и Набукко. Страны, участвующие в проекте Набукко, одновременно принимают участие и в проектах «Южный поток» и «Северный поток». Поэтому для нас, как для страны-производителя и страны, которая возьмет на себя основную тяжесть данных инвестиций, очень важно знать график Набукко, когда будут вложены инвестиции в этот трубопровод, откуда будут поступать средства. Как только эти вопросы будут решены, мы, конечно же, будем очень рады вложить инвестиции, так как у нас есть месторождения, которых нам хватит на сто и больше лет. Мы должны поставлять свой газ на рынки, которые в нем нуждаются.
Вопрос: Господин Президент, Вы еще раз справедливо напомнили нам о необходимости урегулирования нагорно-карабахского конфликта, если мы хотим, чтобы Азербайджан оставался надежным поставщиком нефти и газа. Хотелось бы знать Вашу стратегию по окончательному решению нагорно-карабахского вопроса. А точнее, мне хотелось бы знать, в какой форме турецко-армянское сближение соответствует этой стратегии? Принесет ли это пользу, если Армения добьется продвижения в этом вопросе, и обе стороны откроют границы для взаимной торговли и возможного экономического прогресса? Может ли это стать частью Вашей нагорно-карабахской стратегии? Как по-Вашему, может ли это принести пользу?
Ответ: Как я уже отметил, наши земли, можно сказать, уже 20 лет находятся под оккупацией. Осуществленная против Азербайджана агрессия и политика этнической чистки привели к гуманитарной трагедии. Миллион человек в нашей стране живет в положении беженцев и вынужденных переселенцев. Под оккупацией находится не только Нагорный Карабах, но и семь районов, расположенных за пределами административных границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Разрушена вся инфраструктура, изгнаны все люди, все разрушено до основания. Эта оккупация продолжается около 20 лет. Самая высокая в мире международная структура - Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял четыре резолюции, требующие безотлагательного и безоговорочного вывода оккупационных армянских сил с захваченных территорий Азербайджана. Но они не выполнены. Территориальную целостность Азербайджана категорически поддерживают постановления ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций.
Р. Грей