О свете в конце тоннеля, или Кризис еще далек от завершения - АНАЛИТИКА
Состоявшийся в январе текущего года Международный экономический форум в швейцарском городе Давосе собрал практически всех «командиров» мировой экономики.
В отличие от прошлогоднего саммита, на котором обсуждались меры, необходимые по преодолению глобального финансового и экономического кризиса, нынешний был посвящен вопросам, очерчивающим контуры мировой экономики в посткризисный период. Но при этом все выступавшие, отмечая первые, обнадеживающие признаки выхода ведущих экономик мира из кризиса, говорили о неустойчивости этого процесса и о том, что он будет весьма длительным и болезненным. А потому просили правительств разных стран не торопиться сворачивать антикризисные меры.
Безусловно, тон саммиту задало сделанное накануне заявление президента США Барака Обамы, в котором он предлагал ввести жесткие ограничения на ряд сфер деятельности американских банков. В первую очередь это касается разделения банков на традиционные, занимающиеся такими операциями, как привлечение средств населения и кредитование реального сектора, а также другие, специализирующиеся исключительно на инвестиционной деятельности.
То есть вводится деление банков по роду деятельности, подобно тому, как это было сделано во времена Великой депрессии президентом США Рузвельтом. Это чревато тем, что многим банкам придется распрощаться со своими брокерскими конторами, прекратить кредитование различных инвестиционных компаний и хедж-фондов. Последние неспроста обвиняют в раздувании «мыльных пузырей» на фондовых рынках. В качестве примера можно привести один из крупнейших банков Америки «Lehman Brothers», который вообще не принимает вклады у населения, а занимается в основном спекулятивными играми.
Кроме того, предлагается ввести нормы на капитализацию банков, чтобы исключить существование чересчур крупных финансовых учреждений, банкротство которых по принципу «домино» может привести к обвалу рынков целом.
Первым, кто выступил в поддержку таких инициатив, оказался президент Франции Николя Саркози. Он как твердый последователь учения Карла Маркса потребовал усилить элементы государственного регулирования в банковской сфере. Таким образом, впервые со времени окончания второй мировой войны со столь высокой трибуны звучали призывы отдать предпочтение методам государственного контроля над банковским сектором, тем самым выказывая недоверие рыночным механизмам.
Очевидно, что развитие событий по такому сценарию вряд ли устроит банки, которые не преминут воспользоваться услугами своего лобби в сенате США с целью блокирования столь непопулярных для них решений. Но, с другой стороны, поддерживать на плаву банки за счет денег налогоплательщиков не вызывает восторга у последних. Особенно в условиях рекордного дефицита бюджета США и на фоне непомерных бонусов, выплачиваемых банками своим менеджерам.
А ситуация в мировой экономике по-прежнему остается во многом неопределенной и готова преподнести еще немало сюрпризов. И это не только проблема «плохих» кредитов, подобная той, что всплыла на поверхность в связи компанией «Dubai World», но и долговые обязательства суверенных государств и растущие дефициты бюджетов ряда стран.
Так, дефицит госбюджета США, по разным прогнозам, достигнет до конца года астрономической суммы в $1,3 мрлн, что составит почти 10% от валового внутреннего продукта (ВВП). В Японии сумма госдолга чуть ли не в полтора раза превышает ВВП страны. В результате каждый житель страны Восходящего солнца должен порядка $85 000.
Не лучшим образом обстоят дела и в Еврозоне. Несмотря на общий благоприятный фон, заключающийся в том, что суммарный дефицит бюджетов стран, входящих в нее, не превышает 6% от ВВП, есть и свои рекордсмены. Здесь в первую очередь следует отметить страны, находящиеся в преддефолтном состоянии, такие как Греция, Испания, Ирландия, Италия. Дефициты их госбюджетов в 3-4 раза превышают те 3%, которые берут на себя в качестве обязательства при вступлении в Еврозону. Отсюда и ослабление курса евро по отношению к доллару США и сомнения инвесторов в надежности его как второй резервной валюты.
Не придает оптимизма и «пузырь», раздувающийся на рынке недвижимости Китая, где не пользующиеся спросом квартиры и офисы в течение года взлетели в цене на 40%. Центробанк Поднебесной вынужден был пойти на беспрецедентные меры, ограничив годовой лимит кредитования на 2010 год $1 трлн.
Укрепление доллара США может привести к изъятию инвестиций из многих стран и переводу их в гособлигации США. Вряд ли избегут сей участи и банки постсоветского пространства, делавшие заимствования на Западе.
Чингиз Велиев