Ликбез для Сержа Саргсяна: в чем разница между эффектностью и эффективностью? - АНАЛИТИКА
Не сообщаю ничего нового, а просто констатирую, что между такими словами, как «эффектность» и «эффективность» существует большая разница.
Но эту разницу, как оказалось, крайне сложно понять президенту Армении Сержу Саргсяну, целый ряд шагов которого рассчитан на достижение внешнего эффекта при полном отсутствии их эффективности.
К примеру, согласие Сержа Азатовича играть в «футбольную дипломатию» произвело эффектное впечатление на супердержавы, заинтересованные в том, чтобы использовать Армению в рамках выгодного им процесса налаживания турецко-армянского диалога. Эффектной была и поездка президента Армении в Турцию. Но вот эффективности данного шага для Армении нет, и скорее всего не будет.
Ибо столь желаемого официальным Ереваном открытия турецко-армянской границы нет, а экономические проблемы в Армении все углубляются.
Решился тогда Серж Азатович на новый, согласно специфике его мировосприятия, эффектный шаг – направил послание президенту Турции, пролетая над территорией этой страны, передав приветствия Абдулле Гюлю и народу соседней Турции.
Эффективность этого шага также сильно хромает. Более того, президент Армении дал возможность своему турецкому коллеге прилюдно обвинить официальный Ереван в фактическом срыве всего переговорного процесса.
«Необходимо, чтобы Вы не сомневались в нашей решительности оставаться преданными целям и обязательствам, с тем условием, чтобы эта решительность и преданность были взаимными», - пишет А.Гюль в ответном письме президенту Армении. В переводе с дипломатического языка на язык бытовой сие означает, что после скандального и провокационного решения Конституционного суда Армении Турция сомневается в решительности официального Еревана осуществлять шаги, предусмотренные подписанными в Цюрихе турецко-армянскими протоколами, и не верит в преданность Армении процессу нормализации турецко-армянских протоколов.
Но, видимо, Сержа Саргсяна, привыкшего к стагнации армянской экономики, трудно удивить отсутствием результата, Он, аки олимпиец, руководствуется в турецко-армянском диалоге девизом Пьера де Кубертена: «Главное – не победа, главное – участие».
Так что, эффектные па в исполнении президента Армении мы еще увидим, но я очень сильно сомневаюсь, что эти «политкульбиты» будут эффективны и принесут народу Армении какую-либо пользу.
Хотя, какое собственно дело Сержу Саргсяну до народа Армении. Свое искреннее отношение к нему он уже продемонстрировал 1-2 марта 2008 года, когда в Ереване расстреливали всех тех, кто осмеливался воспротивиться его планам по эффектному оседланию президентского кресла.
Эффектно было, «по-болливудски»: пули свистели, люди гибли, кровь лилась. Но неэффективно – мировое сообщество окончательно разуверилось в надеждах на то, что президентом Армении может стать даже не демократичный, а просто вменяемый политик.
В итоге, содокладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по Армении Джон Прескотт и Жорж Коломбье уже обратились с письмом к председателю парламента Армении Овику Абрамяну с требованием предоставить четкий график реформ до заседания Мониторинговой комиссии, которое пройдет 17 марта 2010 года в Париже.
В послании, которое было размещено на официальном сайте ПАСЕ, говорится о необходимости осуществления реформ, которые позволят исследовать обстоятельства трагических событий 1 марта 2008 года. Но все это никак не добавило президенту Армении понимания того, чем эффектность отличается от эффективности.
Он вылетел в Лондон. Там он выступил в британском Королевском институте международных отношений (Chatham House), где озвучил много чего эффектного с точки зрения армянского обывателя, для которого открытые притязания на территории Азербайджана – лучшее лекарство. Англичане все это выслушали и забыли. Да, в кругу друзей – олигархов с криминальными кличками Серж Азатович, может, и услышит немало хвалебных слов, тостов, похлопываний по щеке и по другим частям тела, но эффективности от этого сотрясания воздуха не было никакого – солидные английские СМИ просто проигнорировали факт этих выступлений, а позиция Великобритании, которая признает территориальную целостность Азербайджана, осталась неизменной.
Эффектной, с точки зрения армянского обывателя, был сам факт встречи недавнего слесаря Ереванского электротехнического завода, а ныне президента страны Сержа Саргсяна с королевой Великобритании Елизаветой Второй в Букингемском дворце.
Еще большего эффекта Серж Азатович мог бы добиться, затребуй он в ходе этой встречи у Великобритании вернуть Армении казну, которую Левон VI якобы оставил на хранение английскому королю Эдуарду III (1327—1377). Причем, с процентами, накопленными за 600 с лишним лет – в современной Армении сложилась такая драматическая экономическая ситуация, что каждый драм приходится по миру клянчить.
Не сделал этого Серж Саргсян. Правда, это никак не сказалось на эффективности его поездки в Великобританию.
Что ж, придется мне вкратце продемонстрировать президенту Армении результат эффективных действий на примере Азербайджана.
Как известно, совсем недавно страны Организации Исламской конференции (ОИК), международной организации, являющейся второй в мире по величине после ООН, приняли единогласное решение, признав Ходжалинскую трагедию преступлением против человечества.
Этот пример является показателем эффективной работы, уважаемый Серж Азатович!
Уверен, что новых примеров эффективной работы Азербайджана в этом направлении ждать не придется. Пользуясь случаем, я приглашаю президента Армении на чашку чая, после того как и ООН назовет Ходжалинскую трагедию преступлением против человечества.
Но что-то мне подсказывает, что в тот момент склонность к эффектам откажет Сержу Азатовичу. И его тогда будут одолевать совсем иные чувства.
Акпер Гасанов