Асмар Нариманбекова: «Признание придет только в том случае, если ты действительно этого достоин» | 1news.az | Новости
Бизнес

Асмар Нариманбекова: «Признание придет только в том случае, если ты действительно этого достоин»

11:00 - 07 / 09 / 2010
Асмар Нариманбекова: «Признание придет только в том случае, если ты действительно этого достоин»

 «Формула успеха» заслуженной художницы Азербайджана, доцента Азербайджанской государственной художественной академии, председателя молодежной секции Союза художников Азербайджана Асмар Нариманбековой.

 Есть категория людей, при общении с которыми у тебя складывается чувство, что ты их знал раньше и очень даже хорошо. Как правило, такие люди запоминаются своим положительным отношением ко всему окружающему. Они очень легко входят в контакт, могут найти общий язык даже с закоренелым букой. Их называют активистами, весельчаками и если хотите душой любой компании. С такими людьми всегда легко, они принимают тебя таким, какой ты есть и с легкостью тебе открываются. Рядом с ними и цвета кажутся как-будто ярче. Но, а если такой человек вдобавок ко всему еще и художник, то все обретает вполне ожидаемый оттенок...

  Асмар Нариманбекова – позитивнейший человек. В гостях у нее я была впервые, но, не переступив еще порог ее квартиры, услышала звонкий и заразительный смех. Открыв нам дверь она не сколько не изменила своего настроя. В таком же духе прошла вся наша встреча…

 (по всему дому были развещаны работы художницы. И первый вопрос, естественно, был о ее картинах)

 - Я могу слушать Баха, джаз, или просто оперный вокал, и с упоением писать натюрморт (смеется). Музыка тесно переплетается с изобразительным искусством: появляется ощущение цвета, линии, формы. Музыка эфемерна, а живопись веками висит на стенах…

 Люблю писать с натуры. Мое любимое направление в живописи - футуризм и кубизм. У каждого художника должен быть свой стиль, что, кстати, не так легко выработать. Это приходить с годами. Каждый раз, когда ты пишешь картину, чувствуешь себя как на экзамене, испытываешь волнение перед зрителями.

 Знаете, сейчас вообще такое время, когда ты можешь пробовать все: импрессионизм, кубизм, абстракционизм, концептуализм, единой тенденции как таковой не существует, а существует многообразие форм и стилей. Это явление нового века. Но новое тоже не беспочвенно, оно основывается на всем том, что было раньше.

 - Вы дочь знаменитого художника Тогрул бея. Это, наверное, накладывает на вас определенную ответственность…

 - Да, быть дочерью такого человека – большая ответственность. Говорят, на детях талантливых родителей природа отдыхает. Мне бы не хотелось, чтобы это касалось меня (улыбается).   

У нас в семье всегда царила особая атмосфера: мама Эльмира ханум - скульптор, папа – художник. Родители меня всегда учили, что в жизни я должна добиваться всего сама. Когда я училась в Тбилисской Академии художеств, то поняла, чтобы чего-то добиться в жизни надо работать над собой. Чем хороша профессия художника? Ты должен делать все сам и тебе никто не может помочь. А если ты желаешь признания, то оно придет только в том случае, если ты действительно достоин этого.  

 Я благодарна тому воспитанию, которое мне дали родители. Какое отношение к жизни они мне привили, такое же я передала своему сыну. Я не теряю этот стержень, который помогает мне в творчестве.

 Когда рисуешь с натуры ты не должен обманывать, нужно передать вещь такой, какой ты ее видишь. Сейчас появилось так много направлений в живописи. Многие думают, что легко работать с абстрактной живописью. Но на самом деле это далеко не так. Все выдающие художники пришли к какому-то результату через большой упорный труд и базовое образование. 

 - Можно ли сказать, что семья сыграла важную роль в вашем становлении как художника?

 - С моим творчеством связано много приятных воспоминаний, порой смешных (смеется).

 Мой папа с молодости увлекается пением. Когда он поступил в Академию художеств Литвы, то занялся вокальным пением, стал посещать профессионального педагога в Консерватории Вильнюса. Он всегда мечтал петь. Когда они с мамой  поженились, он часто говорил ей, что безумно хочет петь и когда у него начались противоречия в творчестве, ему хотелось все бросить и начать вокальную деятельность.

 Естественно мама стала его уговаривать не делать этого. Так он продолжил рисовать, но музыка осталась с ним по жизни. Сейчас я и сама чувствую за собой такое, не могу рисовать без музыки. Она вдохновляет меня, окрыляет как-будто. И по сей день, несмотря на то, что ему уже 80 лет, он продолжает заниматься музыкой. Он периодически выступает в оперном театре, у него есть даже свой аккомпаниатор.. К чему это вы спросите?

 Когда я была в возрасте шести лет, папа хотел подготовить меня к тому, чтобы в будущем я стала его аккомпаниатором. Так меня отдали в школу Бюль-Бюля, в которой я проучилась 11 лет, мечтая стать художником (смеется). Дома мне внушалось, что художником быть тяжело – это занятие не для девушки. Отец часто повторял, что сфера живописи – это сплошная борьба и мне будет нелегко.

 Но после получения диплома об окончании учебы и степени концертмейстера я поступила в Академию художеств в Грузии. Вот так и началась моя творческая деятельность.       

 - Раз вы начали рассказывать об отце. В это году у него юбилей. Как будете праздновать?

 - Официальной празднование юбилея отца было перенесено им же на апрель будущего года. У него вышли некоторые важные дела в Париже и он был вынужден перенести выставку и соло концерт.

 Папа всегда готовился к такому юбилею. Два года назад планировалась выставка в филармонии с его концертом, но не получилось. Но ему до сих пор хочется  организовать что-то подобное. К этой дате приурочена монография, снят фильм Октаем Бабазаде.

 Знаете, маму я потеряла рано. Ни братьев, ни  сестер у меня не было, остался только отец. Он самый близкий мне человек.  Мне очень интересно с ним как с коллегой. Я счастлива, что оказалась в этой области и мы с ним хорошо понимаем друг друга. Я могу с ним советоваться. Безусловно, мне до него еще далеко, но мне очень приятно, когда он показывает мне свои работы, интересуется мои мнением. Это важно, когда в семье есть человек, который тебя понимает.

 У меня нет с отцом большой субординации. Он вообще очень гибкий человек, находит общий язык с моими друзьями, очень общителен с молодежью. Он всех воспринимает как себе равного, никогда не ведет себя натянуто. Он совершенно демократичен и очень простой человек, без доли снобизма. Поэтому мне легко с ним. Я всегда думала, почему он так много пишет людей, сейчас я понимаю, что он очень любит общаться с людьми и хорошо понимает их природу.

 Ему нравится все то, что нам кажется некрасивым. Например, он удивляется тому, как мы смеемся над девушками, у которых сросшиеся брови, он возмущается этому (смеется). Он говорит, что мы смотрим на все с точки зрения моды. Он считает, что нация должна иметь свои особенности. Но мы, к сожалению, утрачиваем их. 

 - Вы преподаете в ВУЗе, работаете с молодежью. Каково ваше мнение о ней?

 - Помимо преподавательской деятельности, я возглавляю молодежную секцию Союза Художников. Считаю, что молодых надо поддерживать. Многие выставляются на выставках, добиваются успеха, но надо им помогать.

 Но очень часто, когда говоришь со студентами об искусстве, они не знают многих вещей. В наше время, когда мы были студентами, стыдно было не знать элементарных вещей. Беседуя со студентами, понимаешь, что многие даже не знают известных художников. Чему можно  обучить студентов, если не знаешь Делакруа, Мане, Пикассо.

 Моя мечта, чтобы молодых побольше посылали стажироваться в Европе. 

 - Вы говорили о сыне. Какой он?

 - У меня один сын, зовут его Тофик. Он поступил в этом году в Академию художеств на факультет дизайна. Но вполне возможно, что он продолжит учебу в архитектурном университете.

До четырех лет он учился во Франции. Так получилось, что мы с супругом жили в этой стране и сын ходил там в школу. Потом когда мы переехали в Баку ему нужно было перестаиваться. Но то образование пошло ему на пользу.

 Характер у него технического склада, более рациональный, менее эмоциональный. Мы с сыном больше друзья, чем родитель-ребенок (улыбается).

 - Как вы считаете, необходимо ли профессиональное художественное образование для того, чтобы добиться больших успехов на этом поприще?

 - Безусловно, есть самородки, которые минуя этапы профессионального образования добились больших успехов в жизни. Но я считаю, что образование важно в жизни художника. Не правильно думать, что каждый желающий может стать художником.

 - Откуда черпаете вдохновение?

 - Я люблю людей, жизнь. Все вокруг служит мне вдохновением. Я живу позитивно. Даже конфликтную ситуацию стараюсь рассматривать под другим углом. Люблю все положительное, красивое, гармоничное. Не хочу останавливаться в творчестве, хочу и дальше расти (улыбается). 

 - При вашем характере у вас, наверное, немало друзей?

 - Немало (улыбается). Когда я чувствую, что в человеке есть положительное зерно, то  я сама тянусь к нему. У меня дома всегда бывает много гостей. Я видела то же самое с самого детства. Когда человек позитивный, я могу с ним говорить без умолку. Все это приходит само собой. Также происходит, когда я сажусь писать, не зная чем все закончится. Работаю экспромтом, также как общаюсь с людьми (улыбается).

 - Что вам больше всего нравится в людях?

 - Мне важно, чтобы человек был теплым в общении. Я сама так отношусь к людям и мне хотелось бы такого же отношения к себе, но я не требую этого. Хочу, чтобы человек был честен со мной.

 - И напоследок, Формула успеха Асмер Нариманбековой?

 - Если человек получает от своего творчества удовольствия, то успех обязательно придет. Энергия должна идти одним потоком, не нужно задумываться о результате. В искусстве не принимается пол, надо так написать картину, чтобы никто не мог отличить, чья эта работа. Также особенно важно завоевать признание среди профессиональных художников. Это сложно, но возможно. Может это и есть успех. но лично я к этому не стремлюсь. Для меня важнее, чтобы мои новые работы были не хуже предыдущих и меня уважали мои коллеги (улыбается).

 Р. Ашрафли

Фото: Тофик Бабаев

Поделиться:
12639

Последние новости

Рассмотрены вопросы сотрудничества азербайджанских и российских парламентариев в международных организацияхСегодня, 19:15Глава ВОЗ госпитализированСегодня, 19:00В цепной аварии на севере Азербайджана погиб ребенок, есть пострадавший - ФОТОСегодня, 18:45Лейла Алиева в рамках COP29 приняла участие в панельных дискуссиях, посвященных защите редких животных - ФОТОСегодня, 18:30Создан Союз ассоциаций международных автоперевозчиков ОТГСегодня, 18:15Как азербайджанские и мировые СМИ освещают COP29 в Баку – ФОТОРЕПОРТАЖСегодня, 17:45Хакан Фидан: Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либоСегодня, 17:33Мухтар Бабаев: Инновационные стратегии увеличивают финансирование и инвестицииСегодня, 17:30В Азербайджане будет повышен минимальный размер алиментовСегодня, 17:22Воздушная тревога объявлена на всей территории УкраиныСегодня, 17:20Упразднены Госцентр перевода и Центр мониторинга при Госкомиссии по языкуСегодня, 17:14Бербок заявила о сложных переговорах на COP29Сегодня, 17:07Состоялась встреча с президентом компании «PowerChina Resources Ltd.» - ФОТОСегодня, 16:53В поселке Говсан пресечена незаконная стройка – ВИДЕОСегодня, 16:49ОАЭ призывают создать действенные системы раннего предупреждения по климатуСегодня, 16:44Анналена Бербок: Европа, в том числе и Германия, активно работает на COP29 для достижения успехаСегодня, 16:42Джейхун Байрамов обсудил с египетским коллегой двусторонние и многосторонние отношенияСегодня, 16:32Названы азербайджанские номинанты на турецкую премию Altın Kelebek - ФОТОСегодня, 16:28МУС выдал ордер на арест НетаньяхуСегодня, 16:14Захарова разъяснила ситуацию с телефонным звонком во время брифинга - ВИДЕОСегодня, 16:12
Все новости

1news TV