Александр Сотниченко: «Азербайджан и Турция должны увеличить влияние на российскую политическую элиту»
Эксклюзивное интервью 1news.az с доцентом факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктором исторических наук Александром Сотниченко.
- В чем заключается важность прошедшего в Баку Международного Симпозиума специалистов в области международных отношений (ASİRS) и чем это мероприятие вызвало у Вас наибольший интерес?
- Во-первых, для меня это был первый визит в Азербайджан, большое спасибо, что меня пригласили, поскольку я давно мечтал побывать тут. Также отмечу, что организация мероприятия была на очень высоком уровне, мне понравилось все – комфортный самолет на котором я прилетел, то как нас тепло встречали прямо у трапа, меня поразил сам город Баку и гостеприимство народа.
Что касается проходящего Симпозиума, то я считаю, что это очень важное мероприятие и для имиджа Азербайджана на международной арене следует чаще проводить такого рода и формата мероприятия. Такие симпозиумы вносят большой вклад в дело донесения позиции Азербайджана и составления верного представления о региональных процессах.
- Выступивший на Симпозиуме глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров указал основные причины, по которым не удается достичь мирного разрешения Карабахского конфликта. В частности министр показал, в чем состоит позиция Азербайджана и какова деструктивная роль Армении, практически не оставляющей шансов для продолжения мирных переговоров. Насколько в этой ситуации на ваш взгляд реально продолжение переговоров?
- Мирный процесс еще полностью не использован и есть много моментов, которые надо заострить в переговорах. Например, не использован потенциал совместного влияния Турции и России на продолжение переговорного процесса, что и стало темой моего доклада на симпозиуме. Я считаю, что конфликт может быть разрешен региональными силами, такими как Турция и Россия, мы должны найти общие подходы, которые позволят разрешить армяно-азербайджанский конфликт.
Также считаю важным для Азербайджана усилить свое влияние на российскую политическую элиту, которая, кстати неоднородна и это следует учитывать. Недавно в Санкт-Петербургском Госуниверситете защищался аспирант из Армении, который сказал то, чего раньше мы не слышали от армян. Он отметил, что сегодня ни российская, ни армянская политическая элиты не заинтересованы в разрешении Карабахского конфликта. А если стороны не заинтересованы в разрешении конфликта, то, как бы активно не шли переговоры, результата от них не будет.
Поэтому я и считаю, что Азербайджан и Турция должны увеличить влияние на российскую политическую элиту предлагая различные методы разрешения конфликта и вовлекая в этот процесс российский истеблишмент. Тем более, что сегодня в России растет интерес и уважение к Азербайджану и мне кажется, что своевременным будет активизация азербайджанской стороны на российском политическом поле и этот процесс будет иметь успех. Главное с моей точки зрения – это меньше смотреть за пределы региона, поскольку разрешение Карабахского конфликта в первую очередь выгодно региональным силам, соседним странам.
- Есть мнение, что если Астанинский саммит ОБСЕ в декабре не принесет ясности в вопрос продолжения мирного переговорного процесса, то это обернется в итоге милитаризацией Карабахского конфликта. Вы разделяете эту точку зрения?
- Я не могу делать такие прогнозы, поскольку милитаризация зависит от воли политических сил вовлеченных в конфликт. Мне очень не хочется, чтобы началась война. Я считаю, что путь разрешения конфликта лежит через вовлечение в этот процесс соседних стран. Азербайджан должен сделать так, чтобы у политических сил в этих странах появился интерес к разрешению конфликта.
- А что Вы подразумеваете под этими словами, что именно должен делать Азербайджан, чтобы заинтересовать Россию в разрешении Карабахского конфликта?
- Дело в том, что Россия и российская элита это разные и неоднородные понятия. В России очень сильно армянское лобби и следует нейтрализовать его влияние. С этой целью азербайджанской стороне нужно в России организовывать такие же исследования, писать книги, проводить конференции по карабахскому вопросу, которые делает армянское лобби. Приглашать с этой целью высоких гостей, известных специалистов, предлагать им различные варианты развития сотрудничества, предлагать российской стороне, проводить дискуссии между Азербайджаном и Арменией, поскольку Россия имеет хорошие позиции в обеих странах. Обязательно опираться в этом на посредничество Турции и объяснять российской стороне важность турецкого фактора и его позитивное влияние на региональные процессы. Я верю, что в таком формате, совместно мы найдем выход из сложных ситуаций и региональных проблем.
- И последний вопрос – что Вам больше всего запомнилось тут в Баку, тем более, что это первый визит в Азербайджан?
- Я много читал про Азербайджан, про Баку и сразу по прибытие в этот город, сразу сказал, что хочу поехать и увидеть нефтяные промыслы. Я поехал в Биби-Эйбат и увидел эти огромные нефтяные промыслы, вышки - ведь все это пропитано славной историей, я посмотрел, как добывается нефть, потрогал ее руками. Это произвело на меня большое впечатление. Также я рад был увидеть моих многочисленных друзей, которых я знал по переписке и по встречам в России. Также, я успел прогуляться по городу, зайти в книжные магазины, увидеть знаменитые бакинские дворики, у меня масса впечатлений и я надеюсь, что это не последний визит в Азербайджан.
Ризван Гусейнов