В Баку проходит фестиваль, посвященный 75-летию Васифа Адигезалова
БАКУ, 1 ноя – 1NEWS.AZ
Этот юбилей – знаменательное событие в культурной жизни Азербайджана, и музыкальная общественность, отдавая дань заслугам этого музыканта, проводит фестиваль, мероприятия которого позволяют услышать лучшие произведения композитора и хотя бы мысленным взором окинуть вехи его многогранной деятельности.
По программе, составленной руководителями Союза композиторов Азербайджана, мероприятия фестиваля проходили в Азербайджанской государственной филармонии, Театре музыкальной комедии и Театре оперы и балета. Но началось все с концерта в Зале Союза композиторов, который маэстро возглавлял долгие годы. Сюда были приглашены на встречу с его музыкой композиторы, музыковеды, исполнители, учащихся специальных школ, а также представители общественности.
После вступительного слова председателя Франгиз Ализаде прозвучали самые популярные произведения маэстро, написанные им в разных жанрах и для разных инструментов.
Широко известно, что Васиф Адигезалов – сын выдающегося ханенде Зульфи Адигезалова, прекрасного исполнителя азербайджанских мугамов, знатока народной музыки, воспитавшего замечательную плеяду музыкантов-исполнителей. Он - продолжатель рода выходцев из края, который славится своей музыкальностью и поэтичностью, - Карабаха и впитал с молоком матери все богатство национального мелоса с его тонким душевным строем, став в полном смысле этого слова наследником достижений своих предшественников, обогатив их как профессионал высокого класса.
Не случайно «Прелюдия», сыгранная преподавателем БМА Эльнарой Кеберлинской, и «Соната» для фортепиано – профессором Наргиз Алияровой, сцена из оперетты «Гаджи Гара», спетая солистом Театра музыкальной комедии Фаридом Алиевым, «Скерцо» для скрипки и фортепиано, исполненное Нигяр Велиевой и Лейлой Алиевой, «Скерцо» для кеманчи - 12-летней ученицей музыкальной школы № 12.
Махбубой Гаджиевой, колыбельная «Шушам-лай-лай, романс «Едди чинар» и «Песня о Баку» на слова Расула Рзы в исполнении Ильгама Назарова, любимая всеми песня «Гаранфил» на слова поэтессы Натаван и многие другие сочинения композитора, исполненные в его честь и в его память, красноречиво показывают, насколько велика и многообразна палитра его творчества. Вновь и вновь слышишь, чувствуешь, да и видишь, какие богатые впечатления от окружающего мира питали воображение этой одаренной личности, как становились содержанием и сердцем тех произведений, которые несут в себе дух его родины с ее необъятными просторами, чудодейственной природой и богатейшим историческим наследием.
Когда через день, после состоявшегося в филармонии в рамках фестиваля концерта симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли под управлением сына композитора Ялчина Адигезалова, с блексом исполнившего Ораторию «Чанак-кале», в Союзе композиторов состоялась научно-практическая конференция, принявшие в ней участие коллеги Васифа муаллима отмечали, что в музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей Васиф пришел учиться не только игре на фортепиано, но и композиторскому мастерству. Уже учеником девятого класса он принял участие в смотре творчества молодых композиторов - студентов Азгосконсерватории, представив различные по жанру произведения. Причем все фортепианные произведения Васиф виртуозно и проникновенно исполнил сам.
Отмечая тогда в произведениях юноши «кантиленную мелодию, правильное ощущение формы, выразительные находки в сфере гармонии, фактуры, ритма, национального музыкально-художественного языка», знатоки сразу же заявили о том, что в азербайджанскую музыку пришел яркий талант с блестящим будущим. И понятно – Васифу посчастливилось уже в юношеские годы пройти своеобразную школу под руководством отца, обладавшего не только музыкальным даром, но и исключительной дисциплинированностью, трудолюбием, тонким пониманием психологии людей.
Васиф Адигезалов так вспоминал свое детство:
«Сколько себя помню, в наш дом приходили выдающиеся мастера – инструменталисты, народные певцы Азербайджана. Перед моим взором часто оживают образы Джаббара Карягдыоглу, Сеида Шушинского, Хана Шушинского, Курбана Примова, Ахмеда Бакиханова, Бахрама Мансурова и многих других. Горячие споры вокруг чистоты и неприкосновенности азербайджанской народной музыки были основными темами бесед. Часто они сопровождались игрой на таре или кеманче непревзойденных шедевров национальной музыки.
В наш дом часто приходил Алиага Вахид, сочинявший непревзойденные по красоте газели. И тут же рождались теснифы, которые пел мой отец. Наш гостеприимный дом часто посещали композиторы, среди них – Фикрет Амиров, маэстро Ниязи. Так что с уверенностью могу сказать, что соратники и единомышленники моего отца были моими первыми учителями…»
С учителями Васифу везло всегда – в Азгосконсерваториии, куда он в 18 лет поступил на композиторский факультет, его принял в свой класс сам Кара Караев. А это значит, что каждое занятие становилось окном в мир профессионального освоения самых современных явлений музыкального творчества, школой развития вкуса, учило отбирать из собственных находок самые значительные и достойные – словом, овладевать всем тем, что становится ориентиром в поиске собственного стиля и творческого метода.
Именно оно во многом стало для него источником вдохновения и позволило уже в студенческие годы испытать публичный успех, так помогающий осознанию собственной состоятельности. И понятно: блестящая фортепианная техника, умение искусно импровизировать, освоение самой изысканной и разнообразной музыкальной литературы, пытливый интерес к самым сложным сочинениям композиторов разных эпох, стремление проникнуть в творческий замысел классиков и - что не менее важно - современных композиторов. Все обогащало палитру его собственных образов, развивало воображение, помогало постигать профессионализм высшего уровня.
Трудно представить, но в одно и то же время Васиф Адигезалов успевал писать оригинальные произведения, с успехом участвовавшие в престижных московских конкурсах; играть сложнейшие программы перед разными аудиториями слушателей; вести плодотворную работу по сбору и записи азербайджанских народных танцев в самых отдаленных уголках родной страны и создавать монументальные опусы, ставшие вехами не только в его творчестве, но и в развитии культуры Азербайджана. Во многом, конечно, этому способствовала обстановка творческого горения в той среде, в которой он формировался как личность.
Много и успешно гастролируя как тонкий аккомпаниатор с Рашидом Бейбутовым, Васиф Адигезалов с большой отдачей вносил в гармонизацию народных песен много нового, эмоционального, оригинально разрабатывая их фактуру, насыщая полифонией и выразительными оттенками.
«Общение с великим Бейбутовым расширило мое миропонимание пианиста и композитора, - скажет потом Васиф муаллим.- Вот где подлинная школа высокого исполнительского искусства! Творческое общение с корифеями нашей национальной музыкальной культуры – с Р.Бейбутовым, К.Караевым, Ниязи сыграло неоценимую роль в формировании меня как личности».
Многообразие жизненных впечатлений, раздумья о судьбах музыки, восприимчивость ко всему новому, а главное – потрясающая трудоспособность с самого начала творческого пути сделали Васифа Адигезалова автором десятков значительных произведений разных жанров. В списке его трудов партитуры музыкальных комедий и оперы, вокально-сценические произведения - поэмы, кантаты, оратории, написанные как душевный отклик на самые волнующие события истории; четыре концерта для фортепиано с оркестром, симфонии, поэмы, праздничные увертюры, камерно-инструментальная музыка – сонаты, прелюдии, пьесы, музыка к документальным и художественным фильмам, произведения для оркестра народных инструментов и эстрадных оркестров, романсы и, конечно же, много замечательных песен, волнующих до глубины души многие поколения исполнителей и слушателей. А разве можно умолчать о том, что его произведения регулярно издавались большими тиражами разными издательствами, что они неизменно звучат в концертах, по радио и в передачах телевидения в исполнении известных оркестров под руководством выдающихся дирижеров во многих станах мира!
Особенно хочется отметить умение Васифа Адигезалова откликаться на самые современные, волнующие его соотечественников события. Откликом на события в Нагорном Карабахе стала написанная им в 1989 году оратория на слова Теймура Эльчина «Карабах шикястяси» для симфонического оркестра, хоровой капеллы и солистов, исполнение которой было преисполнено самых высоких патриотических чувств и стало знаменательным явлением в культурной жизни страны.
Необыкновенный успех выпал на долю написанной Васифом Адигезаловым по заказу наших турецких братьев в 1998 году оратории «Чанак-кале», посвященной событиям 1915 года, когда под руководством Мустафы Кямаля Ататюрка была создана молодая Турецкая Республика.
Ее исполнение Президентским симфоническим оркестром Турецкой Республики под управлением сына Васифа муаллима, дирижера Ялчина Адигезалова, а также вокалистами и хором Анкарского радио было восторженно встречено турецкой общественностью.
В рамках нынешнего юбилейного фестиваля в Театре оперы и балета была показана опера В.Адигезалова «Натаван», поставленная в 2003 году. Это многоплановое, эпическое полотно на историческую тему, выразившее средствами музыки на новом концептуальном уровне боль многострадального народа, оказавшегося жертвой предательства соседей-агрессоров, имело большой резонанс.
Программа нынешнего фестиваля предусматривала еще одну встречу любителей музыки с творениями Васифа Адигезалова. Оперетту «Алдын пайыны, чагыр дайыны» на либретто Анара, написанную вслед за огромной работой по постановке оперы, в эти дни показал Азербайджанский государственный театр музыкальной комедии.
Как отмечали коллеги Васифа Адигезалова, в дни первого показа этой работы композитор был тяжело болен, но -– ни возраст, ни недуги, которые принесли годы, не были способны изменить мастера.
Не зная праздности, он постоянно занимался делом своей жизни - думал о музыке, прислушивался к ней и «излагал» на бумаге то, что его волновало. Так он по своей многолетней привычке делился своими исполненными гражданского пафоса впечатлениями и с нами – поклонниками и почитателями его талантливого творчества.
А еще участники конференции, отмечая достоинства музыки самобытного творчества Васифа Адигезалова, рассказывали, что, не прибегая к прямому цитированию, он глубинным образом освоил древние пласты национальной музыки и, умея опоэтизировать образы природы, нашел неординарные формы диалога с действительностью.
Народный артист Азербайджанской Республики, профессор Бакинской музыкальной академии, кавалер ордена «Шохрет» Васиф Адигезалов ушел из жизни, оставив по себе память как о глубоко почитаемом человеке, которому довелось стать одним из авторов необозримой художественной летописи музыкальной жизни Азербайджана.
Галина МИКЕЛАДЗЕ