Суррогатное материнство: ребенок на заказ?
Суррогатное материнство вызывает массу споров и разногласий с момента своего возникновения. Тема эта пробуждает самые разнообразные чувства и эмоции, поскольку затрагивает не только медицинские и правовые, но и морально-этические вопросы.
Азербайджанское общество с этим вопросом практически незнакомо, разве что на уровне просмотра сериалов, в которых эта благодатная тема довольно популярна. К тому же в нашей стране пока еще отсутствует законодательная норма в данной сфере.
Подпольный «инкубатор»
Как известно, спрос рождает предложение. В Азербайджане, как и во всем мире, с каждым годом растет количество бесплодных пар. Вероятно поэтому, узнав, что в нашей стране давно уже практикуются «полуподпольные» процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), я не слишком удивилась.
«Мне предложили стать суррогатной матерью в 2003 году», - рассказывает одна из наших читательниц, Фируза Алиева.
«Я только вышла из декретного отпуска и ко мне подошла с этим предложением одна из сотрудниц. Тогда я впервые узнала, что в Азербайджане проводят подобные процедуры. Несмотря на довольно заманчивую в ту пору оплату, я от этого сомнительного предложения отказалась. Поскольку никогда не смогла бы отдать своего ребенка чужим людям. Даже за $3 млн.
Но я понимаю проблемы бездетных пар, вынужденных упрашивать знакомых женщин о подобном одолжении. И как-то странно, что в законодательстве АР этот вопрос все еще никак не отрегулирован», - считает Ф.Алиева.
Есть два вида суррогатного материнства (СМ). Первый (полное СМ) – когда женщина, заключив договор с семейной парой, соглашается выносить и родить чужого ей биологически ребенка. Осуществляется эта процедура при помощи ЭКО, в полость матки переносят оплодотворенную вне организма яйцеклетку. При этом генетическими родителями будущего ребенка являются «заказчики».
И второй (частичное СМ), когда донором яйцеклетки, то есть, одним из биологических родителей, становится сама суррогатная мать.
Помимо гонорара за эту услугу на протяжении беременности биологические родители оплачивают не только прохождение необходимых анализов, но и берут на себя обеспечение женщины всем необходимым, включая продукты питания.
Никто не защищен от обмана
Поскольку закон в нашей стране не обеспечивает соблюдения каких-либо контрактов, как правило, между биологическими родителями и женщиной, согласившейся пойти на этот шаг, заключается лишь устная договоренность.
По мнению директора Женского Кризисного центра Метанет Азизовой, отсутствие контроля с законодательной стороны приводит к тому, что ни одна из сторон, заключивших устный договор о суррогатном материнстве, не защищена от обмана.
«В Азербайджане уже было несколько случаев, когда подобные сделки приводили к печальному исходу. Женщине, выносившей ребенка, уплачивали гораздо меньшую сумму, чем было оговорено. Кроме того, очень распространены случаи, когда суррогатная мать отказывается отдать ребенка, при этом оставив у себя далеко нескромный гонорар за вынашивание и рождение ребенка. Принятие подобного закона в нашей стране обеспечило бы защиту обеих сторон», - считает М.Азизова.
Несколько слов о менталитете
Одна из основных причин увеличения количества разводов в Азербайджане – бесплодие одного из супругов. По причине бездетности ломались судьбы людей, и рушилась не одна семейная пара.
Вот уже два года депутаты Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана не могут придти к консенсусу, рассматривая законопроект «О репродуктивном здоровье и планировании семьи», в котором учтен вопрос о суррогатном материнстве.
Противники этого закона приводят в качестве основного аргумента доводы о том, что искусственное оплодотворение и суррогатное материнство «противоречат нашему менталитету».
«Людям, имеющим собственных детей, судить об этом подобным образом легко», - считает глава азербайджанского бюро кафедры Юнеско по биоэтике, член международной ассоциации по медицинскому праву, профессор Вугар Мамедов.
По его словам, множество супружеских пар в Азербайджане по многу лет не оставляют попытки завести собственных детей.
«Эти люди нуждаются в принятии этого закона, но, к сожалению, как показывает практика, наше общество пока еще не готово к этому шагу. Суррогатное материнство – весьма щепетильный и спорный вопрос, затрагивающий этические, медицинские и юридические аспекты. В этом деле есть множество подводных камней, но основным препятствием в принятии данного законопроекта является тот факт, что наша общественность в большинстве своем выступает против такого положения вещей», - говорит В.Мамедов.
Испокон веков в Азербайджане бездетные пары договаривались с ближайшими родственниками, например, сестрой жены, о рождении ребенка, который передавался впоследствии в другую семью.
Усыновление «по-договоренности» в нашей стране до сих пор довольно распространено. По сути, это тоже можно назвать своеобразным «суррогатным материнством». Вот только менталитету данные факты почему-то не претят…
В странах мира
Законодательство стран мира в области суррогатного материнства очень сильно отличается друг от друга. Примечательно, что критике данная процедура подвергается не только в нашей стране. Суррогатное материнство запрещено законом в Австрии, Норвегии, Швеции, Франции, некоторых штатах Америки, Италии, Швейцарии и Германии.
В Бельгии, Ирландии и Финляндии, как и в Азербайджане, суррогатное материнство никак не регламентируется законом, хотя имеет место быть.
Такие страны как Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Израиль, Испания, Канада и Нидерланды, одобряют лишь некоммерческое материнство. Такой же позиции придерживаются некоторые штаты Америки.
На коммерческой основе суррогатное материнство разрешено в большинстве штатов Америки, Южно-Африканской республике, России, Грузии, Украине, Белоруссии и Казахстане.
Это интересно
Абсолютной рекордсменкой среди суррогатных мам стала англичанка Кэрол Хорлок (Carol Horlock), которая успешно выносила и родила 9 малышей для бездетных пар - 6 девочек, включая двух близняшек и трех мальчиков.
Суррогатное материнство стало известно миру в январе 1985 года, когда в одной из клиник северного Лондона родилась девочка у миссис Коттон - первой в мире суррогатной матери.
В 2010 году Нобелевскую премию по медицине присудили британскому ученому Роберту Эдвардсу за технологию суррогатного материнства ЭКО. Вслед за этим событием разразился огромный скандал из-за резкого осуждения данного решения Ватиканом и Русской Православной Церковью.
Методу искусственного или, как его называют специалисты, экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) уже более 30 лет. Первый ребенок из пробирки - Луиза Браун - родилась в Англии в 1978 году. Она уже сама стала мамой и воспитывает сына. В 2002 году на свет появился миллионный ребенок из пробирки.
На чьей стороне закон?
В вопросе суррогатного материнства есть множество юридических аспектов, урегулировать которые не так-то просто. Оттого и разнятся законодательства разных стран в отношении данного вопроса.
К примеру, в России суррогатная мать, решившая отказаться от контракта, имеет право оставить родившегося ребенка себе.
В свою очередь, в Украине права генетических родителей законодательно полностью защищены. Этим объясняется приток «медицинских» туристов в эту страну – семьи, решившие завести ребенка столь трудоемким способом, хотят иметь гарантии, что все их труды не пропадут даром.
«Учитывая тот факт, что подобные случаи в Азербайджане уже есть, отсутствие законодательства в этой сфере служит существенной препоной как для биологических родителей, так и для самих суррогатных матерей.
Однако многократные обсуждения этой темы в Милли Меджлисе не принесли никаких результатов, поскольку вопрос этот довольно спорный и наше общество пока еще не готово принять такое понятие, как «суррогатное материнство», - считает директор Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА), Айтен Мустафаева.
Обеспечить безопасность процесса способны лишь юридические нормы, прописанные в законодательстве АР.
«Чтобы не столкнуться с массой проблем биологическим родителям необходимо заключение письменных договоров с суррогатными матерями и медицинским персоналом. В документах должны быть оговорены все мелочи, а также суммы компенсаций в случае форс-мажоров», - говорит А.Мустафаева.
Усыновить… собственного ребенка?!
В странах, где суррогатное материнство регламентировано законом, процедура становится гораздо менее рискованной. К примеру, семейной паре не приходится самостоятельно подыскивать кандидатуру мамы-инкубатора. В клиниках имеется картотека, где представлены кандидатуры суррогатных матерей, не имеющих медицинских противопоказаний к вынашиванию беременности и родам.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются биологические родители в Азербайджане - оформление долгожданного малыша.
В той же России, где суррогатное материнство разрешено законом, для регистрации ребенка рожденного таким способом родители должны предоставить в органы ЗАГСа всего лишь медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной мамы и справку из клиники ЭКО.
Чтобы провернуть подобную процедуру у нас приходится изрядно «попотеть». В соответствии с законодательством Азербайджана, при рождении ребенок оформляется на суррогатную мать. После чего женщине предстоит написать отказ от ребенка, а уж затем биологические родители берут над ним опекунство с последующим усыновлением.
С каждым годом в Азербайджане растет число желающих прибегнуть к помощи случаев экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства. Супружеские пары, не имеющие возможности завести собственных детей, отправляются на поиски суррогатных матерей в другие страны, туда, где их интересы будут защищены законом, ведь для многих семей этот способ – единственный шанс завести собственного ребенка.
Лейла Лейсан