Родина как «мать – земля» в традициях древних азербайджанцев
Мать - земля, с которой человека роднит его историческая память, является одним из основных элементов понятия этнической идентичности, говоря проще, единства людей, относящих себя к определенной этнической общности, разделяющих одну и ту же национальную принадлежность.
Человеку, относящему себя к определенной этнической общности, культурной традиции, обладающему национальным самосознанием, свойственно жить чувством привязанности к определенной земле. Человек, веривший в святость родной земли, ощущающий себя в единстве с ней, связанный с родной землей крепкими узами, подобно младенцу в утробе матери, связанному с нею пуповиной, человек ощущающий себя неразделимым с родной землей даже тогда, когда ему приходится быть вдали от нее, живет чувством ощущения себя как одним из многих ее детей. А для детей, как правило, мать всегда пребывает в ореоле святости, несмотря ни на что.
И тут понятие государственности (которое часто тесно связывается с понятием родины) не всегда тождественно понятию родной земли. Ярким тому примером является тот период истории, когда покидающие историческую родину эмигранты, до конца своей жизни отождествляют себя со своей этнической общностью, бережно храня память о родной земле, передавая ее из поколения в поколение. И по сей день многие уехавшие со своей исторической родины азербайджанцы переживают ностальгические чувства, порою в воспоминаниях о повседневных мелочах, составляющих их жизнь на родине, усматривая тесную связь с ней и испытывая при этом самые теплые чувства.
«Несколько месяцев мне снилось, как я иду со школы к площади Молодежи и по дороге останавливаюсь попить воды с сиропом. И вот я сделал это. Похоже на бред. Не бывать в Баку 13 лет, приехать и первым делом напиться газированной воды с сиропом. Но почему-то именно этот стакан воды, «двойной», заставил меня немного подумать. Подумать о своих ощущениях, о жизни, о прошлом», -тоскуя о родном городе высказывается эмигрировавший во Францию один из наших соотечественников (цитата взята из «Trend News»). То же самое можно сказать и о тех первых эмигрантах, которые были вынуждены покинуть родную землю в период установления Советской власти в Азербайджане.
Усилиями азербайджанских эмигрантов, таких как Аббасбек Атамалы, Фаризбек Векилли, Касим-заде, Зохра ханум Гаджибейли, Пери ханум Топчибашы, Назенин ханум и др. 4 июля 1925 г. на сцене парижского театра "Фемина" впервые на французском языке была поставлена бессмертная комедия Узеирбека Гаджибекова "Аршин мал алан", перевод которой был сделан братом композитора Джейхунбеком. Роли исполняли французские артисты Дерваль (Султанбек), Мойте (Аскер), Пассани (Гюльчохра), Магали (Ася) и др. Просветительская деятельность наших соотечественников яркое подтверждение большой любви к родной земле, родному краю.
Книги Мамед Эмина Расул-заде, изданные в 1930 г.под названием "Азербайджан в борьбе за свою независимость" на французском языке и на русском — "Пантуранизм в связи с кавказской проблемой", работа Джейхунбека Гаджибейли, вышедшая в 1933 г. в Париже под названием "Диалект и фольклор Карабаха (Кавказский Азербайджан)" и ряд других работ -тому яркое подтверждение. Активная пропагандистская деятельность азербайджанских эмигрантов в Европе зиждется на огромной любви к родине, на бережно хранимой памяти о родной земле.
«Мать –земля» («Ана торпаг» в азербайджанском переводе) и есть понятие, включающее в себя самые теплые чувства человека по отношению к родной территории, к Родине. Она так же дорога и незаменима, как мать. Если мы взглянем вглубь веков, истоки подобного трепетного отношения к родной земле всплывут перед нами со всей ясностью. Священная Земля- Вода (Йер- Суб) тюрок одно из божеств тюркского пантеона.
Для древних тюрок противопоставление и, одновременно, гармоничное сосуществование ее с небом есть начало зарождения рода людского. «Когда вверху возникло Голубое Небо, а внизу — Бурая Земля, между ними обоими возник род людской», -так говорится в древнетюркских надписях. Земля для древних тюрок –это священное пространство. Она представлялась женским началом, отчего ее также называли матерью.
О том, что во многих культурах мира небо олицетворяло собою мужское начало, а земля- женское, свидетельствуют многочисленные памятники традиционной культуры. В частности мифы о происхождении вселенной весьма ясно повествуют нам о том, что любящие друг-друга небо (как мужское начало) и суша/земля (как начало женское) были разъединены, вследствие чего и возник мир, вселенная.
Наши предки, к примеру, верили в то, что небо отделилось от земли по той причине, что между людьми началась вражда. Или Гея и Уран древних греков выступали как символы этого великого союза- союза неба и земли, союза двух начал.
В религиозном понимании пересечение неба и земли служит символом существования человека, его значения в этом мире. Единство двух полюсов обеспечивает жизнь на земле. Нашим предкам отнюдь не было чуждо подобное представление о единстве двух полюсов, двух начал.
Наверняка, многие из читателей слышали о наскальных рисунках, обнаруженных в Баба Дервише (Казах). Среди изображений имеется рисунок, состоящий из условных обозначений птицы и козы. Ряд ученых считают, что этот рисунок и есть символическое обозначение неба и земли (птица является символом неба, а коза- символом земли). Как поясняют исследователи, в целом рисунок отображает идею о противостоянии, а также взаимозависимости неба и земли.
Так значит вот куда простираются корни знакомого с детства выражения «родина- мать», «мать- земля»! Не оттого ли традиционное понятие азербайджанцев приравнивает захват родной земли попиранию чести и достоинства? В культурной традиции азербайджанцев поныне существует и представление о земле, как первоначальном месторождении человека.
«Появились из земли, в землю и уйдем»- эта фраза как нельзя лучше говорит о том, что в понятии древних земля являлась чревом, из которого появился род людской.
Трепетное отношение к родной земле, к благам, которыми она одаривает человека испокон веков, наиболее ярко выражено, например, в традиции жертвоприношения земле, которое существовало у древних тюрок. Они чтили ее за то, что родная земля- Йер дает человеку все необходимое для поддержания его жизни, снабжая его пищей, одеждой и жильем. Принося дары земле, древние тюрки, таким образом, выражали свою благодарность, свое почтение.
В представлении древних тюрок Земля – сообщество духов, благодетельных для человека. Согласно тюркской мифологии, семнадцать великих ханов (властителей), обитающие на снежных вершинах гор- великанов, у истоков рек, представляют собою Йер-Су. Божества Йер-Су непосредственно даруют человеку блага, человек может вступить с ними в прямую связь и приносить им жертвы. «У всего есть свой хозяин» («Hər şeyin əyəsi var»), говорится в азербайджанских народных поверьях. Возможно, это и есть отголоски тех самых поверий, связанных с духами земли общетюркской мифологической системы.
Но не всегда земля в понятии древних была связана с женским началом. В глубокой древности, во времена матриархата женские божества символизировали небо, а мужские- землю. Египетская мифология, например, повествует о супругах – боге Земли Гебе и богине Неба Нут, которых разлучил отец, бог воздуха Шу. Тут мы видим связь мужского начала с Землей, а женского - с Небом ( в противовес предыдущим).
Говоря о традиционном отношении к земле нельзя обойти представления о плодородии, а вернее, культ плодородия, который имел очень широкое распространение на территории нашей родины. Разве не о нем свидетельствует богатый археологический и этнографический материал? Большое количество изображений в виде кружочков, падающих капель небесной влаги, ромбов с точечной россыпью, покрытие туловища животного точками с целью магического воздействия для увеличения его численности и т.д. являются фактическим доказательством особого отношения к плодородным силам земли, бытующим на территории Древнего Азербайджана.
Этот культ был широко распространен по всему миру, о чем рассказывают памятники истории и культуры. Плодородная сила земли не могла не иметь существенного значения для человека - ведь от этого зависело само его существование. Оттого и культивировал человек плодородные силы земли, воспринимал их в виде божеств, которых чтил и культу которых поклонялся на протяжении многих веков. Как не вспомнить о глиняных статуэтках, найденных в немалом количестве на территории Азербайджана? К примеру, в районе Исмайиллы было найдено немало таких вот женских статуэток, которые служили идолами и которые впоследствии уничтожались (из религиозных соображений).
Так как родящая земля, в понимании человека древности, отождествлялась с женщиной, немудрено найти объяснение существованию таких вот статуэток, на которых отчетливо изображался признак пола. Как пишут исследователи, эти статуэтки носили культовый характер и имели непосредственное отношение к земледельческим обрядам. А на некоторых статуэтках даже изображалось дерево, которое вырастало из треугольного основания. Это, вероятно, была попытка отождествления последнего с женским лоном.
Тут мы и видим, как отчетливо отождествляли женщину с плодоносящей землей. Порою ученые соотносят даже такой, на первый взгляд простой и незамысловатый элемент, как распущенные волосы статуэток, с обозначением зернового поля. Вероятно, рисунки на статуэтках наносились для исполнения ритуалов, обрядов.
Идея плодородия для наших предков была так же священна, как и сама плодоносная земля, обеспечивающая своих детей всем необходимым для жизни. Земля –мать заботливо обеспечивала человека всеми своими дарами. Потому и называл он ее своей кормилицей. Человек воспринимал плодоносные силы земли в качестве культивируемых божеств, как в этом мы убедились выше. Хоть и не выделялось Йер-Су древних тюрок как отдельное божество, но о нем упоминали довольно часто, вместе с другими божествами древнетюркского пантеона, оно, в понятии древних, покровительствовало людям, наказывало согрешивших.
Древние тюрки трепетно относились к окружающей среде, жили в гармонии с природой- ведь это было одним из основополагающих элементов их религии- тэнгриизма. Родная земля, это священное пространство, служило основой для продолжения существования человека в этом мире. И чувствуя привязанность к родной земле, человек словно бы ежечасно ощущал ее теплое дыхание, ее заботу, ее горести и радости.
Потому и в среде последователей тэнгриизма, в культуре древних тюрок бытовало бережное, уважительное отношение к окружающей среде, предполагающее скорее взаимозависимость человека и природы, чем ее эксплуатацию, жизнь в равновесии с природой, сохранение баланса как в природе, так и в обществе. Это способствовало сохранению природной целостности и являлось своего рода гарантией того, что на протяжении огромного периода времени тюрки жили на земле своих предков без особых отрицательных последствий для окружающей среды.
Умуд Айсель