Азербайджан-Израиль – настоящее партнерство в реальной политике
Как журналист-международник и тюрколог по профессии, я не первый год анализирую различные аспекты азербайджано-израильского сотрудничества и их освещение в СМИ.
Но не припомню такого потока публикаций, захлестнувшего в последние несколько недель израильские, армянские и российские СМИ, откровенно направленного на подрыв израильско-азербайджанских отношений. Надеюсь, у них ничего не получится, хотя ангажированность музы этих господ сомнений не вызывает.
По роду своей деятельности мне часто приходилось встречаться с израильской элитой. И вот что характерно: политические, военные, общественные деятели Израиля, как правило, позитивно отзываются об Азербайджане и о перспективах двустороннего сотрудничества.
И это – не просто дань политкорректности. Несмотря на продолжавшийся мировой экономический кризис минувший год для азербайджано-израильских отношений был весьма удачным.
В частности, был заключен ряд крупномасштабных сделок экономического и военно-технического характера, подписан крупный контракт с израильской строительной компанией «Шикун у-Бинуй», общий товарооборот между нашими странами достиг четырех миллиардов долларов – показатель, превращающий наши страны в стратегических союзников.
С другой стороны, эти цифры радуют далеко не всех: тайных и явных недоброжелателей усиления израильско-азербайджанского сотрудничества, увы, хватает.
Как представитель Международной ассоциации «Израиль-Азербайджан» (АЗИЗ), представляющей израильскую общину выходцев из Азербайджана и азербайджанскую общину Израиля, я неоднократно отвечал на вопросы, связанные с отсутствием в нашей стране посольства Азербайджана.
И всякий раз повторял, что внешняя политика официального Баку строится, исходя из конкретных задач, отвечающих, в первую очередь, национальным интересам самого Азербайджана. Проще всего в такой ситуации упрекать официальный Баку в нерешительности. Куда сложнее, не скатываясь к уличному популизму, проанализировать ситуацию, стараясь при этом рассуждать прагматично.
В самом деле, несмотря на многочисленные обращения официального Иерусалима, призывы Вашингтона и лоббирование американских еврейских организаций, Азербайджанская Республика, подписав с Израилем почти двадцать лет назад договор об установлении полных дипломатических отношений, так и не открыла в нашей стране свое посольство. В первую очередь, из-за нежелания обострять довольно сложные и противоречивые отношения с Ираном.
Кроме того, сделав подобный шаг, Азербайджан рискует лишиться поддержки ряда мусульманских стран по судьбоносным для него вопросам. В частности, речь идет о многолетнем вооруженном противостоянии с Арменией, вызванным оккупацией 20 процентов территории Азербайджана. С другой стороны, отсутствие азербайджанского посольства в Израиле практически не сказывается ни на экономическом сотрудничестве и объеме товарооборота, ни на конструктивности политического диалога между нашими странами.
Вот почему я считаю в высшей степени безответственными заявления некоторых русскоязычных «экспертов», голосящих чуть ли не о крахе азербайджано-израильского сотрудничества.
В качестве подтверждения своей позиции могу привести оценки целого ряда израильских политологов и специалистов по Центральной Азии, считающих, что нынешнее руководствоАзербайджана проводит самостоятельную, независимую от Анкары или Тегерана внешнюю политику, снискавшую официальному Баку репутацию сильного и независимого игрока на международной арене.
Четкая позиция президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева по вопросу отношений с Государством Израиль, его отказ присоединяться к любым антиизраильским кампаниям, вызывают в Израиле искреннее уважение.
С другой стороны, и израильский политический истеблишмент, во многом - благодаря главе МИД Авигдору Либерману, воспринимает сегодня Азербайджанскую Республику совсем не так, как, скажем, еще несколько лет назад.
Именно Либерману удалось убедить общество, что Израилю необходимы не только связи с США и Евросоюзом, но и поддержка умеренных мусульманских стран, образовавшихся после распада СССР.
В 2008 году, будучи министром по делам стратегического планирования, он немало сделал для развития связей со странами постсоветского пространства, в том числе, с Грузией и Азербайджаном.
А сегодня, спустя всего три года, многовекторная, как ее называют, политика Либермана – это «мейнстрим» израильского внешнеполитического ведомства, благодаря которому стали возможны исторические визиты Шимона Переса в Азербайджан и Казахстан, регулярный обмен делегациями израильских министров и их среднеазиатских коллег.
Многовекторная политика уже приносит Израилю реальные дивиденды – и в плане экономических связей, и на голосованиях в ООН, и в продвижении интересов еврейских общин в мусульманских странах…
И, тем не менее, прекрасно зная о важности израильско-азербайджанских отношений, некоторые политики и журналисты прилагают максимум усилий для того, чтобы свести их на нет. И в первую очередь, речь идет о лоббистах, проталкивающих идею признания Государством Израиль так называемого «геноцида» армян. Напомню, речь идет о событиях 1915 года, разыгравшихся на территории тогдашней Османской империи.
Долгие годы в Кнессете по этой теме соблюдался молчаливый консенсус. Говоря проще, этот вопрос, как принципиально противоречащий интересам Государства Израиль, не рассматривался вообще.
Но в последние несколько лет некоторые депутаты, почувствовав, что любое обсуждение этой темы выносится в главные заголовки СМИ и имеет широкий общественный и международный резонанс, в одночасье превратились в последовательных сторонников признания Израилем геноцида армянского народа.
Безусловно, таких сторонников немного. И подавляющее большинство израильских парламентариев поддерживают точку зрения, высказанную несколько недель назад первым заместителем главы МИД Израиля, депутатом Кнессета Дани Аялоном. «Нет ни единого шанса на то, что Кнессет признает армянский геноцид, - сказал, в частности, Аялон. - Это невозможно.
Мы не можем позволить себе из-за спорных вопросов истории, касающихся событий столетней давности, портить отношения со своим главным стратегическим партнером в мусульманском мире – Азербайджаном».
И, тем не менее, сторонники признания геноцида армян в Кнессете, которых едва больше пяти процентов от общего количества депутатов и которых поддерживают искатели дешевых сенсаций в некоторых СМИ, продолжают вводить израильскую общественность в заблуждение, заявляя, в частности, что признание армянского геноцида никак не отразится (??) на израильско-азербайджанских отношениях.
Последнее – откровенная ложь или заурядное невежество, вызванное пробелами в образовании.
Тем не менее, хотел бы внести ясность в эту щепетильную тему. Я убежден: люди, сравнивающие кошмар Катастрофы европейского еврейства с резней армян в ходе событий 1915 года, не просто невежественны.
Они цинично предают память шести миллионов евреев, уничтоженных в гитлеровских лагерях смерти только за то, что они были евреями. Армяне долгие годы были в конфликте с Османской империей и занимались сепаратизмом, коллаборационизмом, сотрудничая с русской армией, находившейся в состоянии войны с Османской Турцией, мечтая создать на территории Турции «Великую Армению». Нам, как израильтянам, позорно сравнивать Холокост Европейского Еврейства с трагедией армян 1915 года, основной причиной которой стал армянский сепаратизм и ирредентизм.
Впрочем, оставим в стороне туманное прошлое, поговорим о настоящем…. Знают ли израильские политики, лоббирующие в Кнессете признание геноцида, что в современной Армении практически ежегодно оскверняется мемориал жертв Холокоста? Что антисемитизм и ксенофобия в Армении - не миф, а такая же печальная реальность, как весьма популярные в широких массах идеи расового превосходства армян-«арийцев» над тюркскими, семитскими и иными народами? Что современная Армения - это моноэтническое государство, в котором проживают 500 (пятьсот!!!) евреев, подавляющее большинство которых, включая главу еврейской общины, носят армянские фамилии?
В это же время в соседнем Азербайджане процветает 30-тысячная еврейская религиозная и светская общины. Наши соотечественники занимают видные позиции практически во всех областях экономической, политической и культурной жизни страны, председателем межпарламентской группы «Азербайджан-Израиль» в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики является этнический еврей, уроженец еврейского местечка Красная Слобода Евда Абрамов.
Только за последние полтора года в Баку были открыты две крупные синагоги, начал действовать самый большой на Южном Кавказе еврейский учебный комплекс для 400 детей, на открытие которого прибыли Президент Ильхам Алиев и первая леди страны, президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева.
Органичной частью еврейской общины Азербайджана является Международная Ассоциация «Израиль-Азербайджан» (АЗИЗ), объединяющая около 60 тысяч граждан Израиля - выходцев из Азербайджана и немало сделавшая для того, чтобы открыть глаза израильскому обществу на современный Азербайджан.
Являясь реальной азербайджанской диаспорой в Государстве Израиль, АЗИЗ играет важную и конструктивную роль в поддержании диалога между нашими странами. Не случайно, на начинающийся в июле этого года в Баку III съезд Азербайджанцев Мира, на котором будет обсуждаться стратегическая перспектива азербайджанской диаспоры в XXİ веке, приглашена представительная делегация Международной ассоциации «Израиль-Азербайджан» (АЗИЗ).
Есть еще один важный аспект, в свете которого сама идея признания Израилем пресловутого армянского «геноцида» вызывает искреннее недоумение. Имеется в виду тот факт, что, с момента установления дипломатических отношений в 1992 году и по сей день Армения является единственным стратегическим союзником в регионе Южного Кавказа наиболее последовательного врага Государства Израиль - Исламской Республики Иран.
Фактически Ирану Армения обязана своим существованием после крушения СССР. Ибо:
- подписание дипотношений с Тегераном позволило Армении пробить в начале 90-х годов брешь в транспортной блокаде Турции и Азербайджана. Не будь этой «сбалансированной» политики Тегерана, Армения не контролировала бы сегодня свыше двадцати процентов территории Азербайджанской Республики.
- 42-километровый отрезок армяно-иранской границы является сегодня ЕДИНСТВЕННЫМ выходом Армении, имеющей границы с Азербайджаном, Турцией и Грузией, во внешний мир. Именно по территории Ирана проходят сегодня все транспортные маршруты, связывающие Армению с внешним миром;
- мост через реку Араз стал первым крупным совместным армяно-иранским проектом, завершенным в 1996 году. Но принял Тегеран это решение в 1994-м, в период оккупации азербайджанских территорий.
- Введенная в эксплуатацию в 1995 году первая ЛЭП Иран - Армения вывела армянскую энергосистему из состояния паралича и изолированности и, главное, позволила Еревану частично избавиться от российской энергии, поставлявшейся через территорию Грузии.
Стоит отметить, что, в отличие от Азербайджана, с которым у Ирана серьезные разногласия по ряду принципиальных проблем, включая раздел Каспийского моря, отношения Азербайджана с «сионистским образованием» и т.д., контакты Тегерана с Ереваном - теплы и доверительны.
В этой связи следует упомянуть визит ныне покойного президента Гейдара Алиева в Иран в мае 2002 года. В ходе встречи на высшем уровне национальный лидер азербайджанского народа призвал Иран выступить против оккупации Арменией азербайджанских земель. На что тогдашний президент ИРИ Мохаммед Хатами ответил отказом, возразив: «Армения - не Израиль, а азербайджанцы - не палестинцы».
Такова Realpolitic режима иранских властей.
Все эти доводы приведены исключительно для тех, кто уверяют общество, что признание Израилем армянского «геноцида» никак не повлияет на его отношения с Азербайджаном.
Один мудрый политик заметил как-то не без юмора, что Израилю и Азербайджану почти в одинаковой степени не повезло с соседями. В этом замечании содержится не только истина, и доля горечи. Но такова реальность, в которой живут наши страны - Государство Израиль и Азербайджанская Республика.
Два стратегических партнера, заинтересованные в укреплении друг друга.
Две страны у моря, окруженные не самыми доброжелательными соседями.
Два южных народа с похожим менталитетом и огромным запасом толерантности.
Это – наши страны. И мы не позволим их рассорить!
Арье Гут,
политолог