Микаил Джаббаров: «Нам бы хотелось, чтобы заведения, находящиеся в Ичери Шехер, принимали активное участие в наших проектах»
Интервью «Бакинского рабочего» с главой Управления историко-архитектурного заповедника «Ичери шехер» Микаилом Джаббаровым.
Окончание. Начало здесь.
— Еще до вашего назначения на должность главы управления в обществе бурно дискутировался вопрос о необходимости вынесения офисов и посольств с территории Ичери шехер. Каково ваше мнение на этот счет?
— Само по себе наличие компаний, посольств в Ичери шехер не вызывает у меня недовольства. Ведь сам факт наличия какого-то офиса на территории заповедника не подразумевает разрушения памятника или неуважения к нашей истории.
Надо начинать с другого: действительно ли наличие такого заведения приводит к нарушению установленного порядка? Считаю, что отдельные частные лица, которые в свое время построили здесь жилые дома, нанесли не меньший урон исторической ткани Ичери шехер.
Не вижу смысла в том, чтобы просить кого-то «покинуть» Ичери шехер. Можно привести в пример организации, которые абсолютно не нарушают никаких правил заповедника. В таком случае, какие у нас могут быть к ним претензии?
Установленные нами правила одинаковы для всех. И тут важно помнить, что Ичери шехер по своему определению не может быть настолько удобным, чтобы удовлетворять все запросы. Если кто-то из частников готов принять все ограничения, установленные в историческом центре столицы, мы будем только рады дальнейшему их пребыванию на этой территории.
Мы, как администрация, не выступаем в роли заинтересованной стороны: мы не сдаем офисы в аренду, не вмешиваемся в отношения между владельцами домов и арендатором. Наша функция регулятивная — мы следим, чтобы установленные правила не нарушались.
Хотел бы отметить еще и тот факт, что если сегодня мы говорим о развитии туризма, то отели и рестораны нужны именно в Ичери шехер. Они являются одной из составляющих туристической инфраструктуры, привлекая местное население и туристов.
Мы со своей стороны создаем им все необходимые условия. Взять, к примеру, въезд на территорию заповедника грузовых автомобилей. Мы дали разрешение на то, чтобы в определенные часы дня в рестораны и отели машины этой категории могли поставлять продукты питания, не оплачивая при этом выезд.
— Чего удалось добиться путем введения оплаты за въезд на территорию Ичери шехер?
— Перед тем как внедрить данную систему, мы провели мониторинг того, какое количество автомобилей может одновременно находиться в Ичери шехер в соответствии с правилами дорожного движения без нанесения ущерба транспортному потоку.
Было установлено, что единовременно здесь могут находиться 450 автомобилей. Более разумного и более прозрачного принципа, чем принцип оплаты за время пребывания, придумать было сложно.
На сегодняшний день платный въезд является основным источником дохода для администрации. Большое количество расходов покрывается именно за счет подобных доходов. Отсюда же финансируются службы, ответственные за чистоту и порядок.
За счет этих средств покрывается целый ряд других направлений деятельности администрации, которые находятся вне государственного финансирования.
Отмечу, что два года тому назад сумма дохода составляла около 35 тысяч манатов в год, а сегодня эта сумма достигает почти миллиона манатов.
— А в отношениях с местными компаниями наблюдаются изменения?
— Нам бы очень хотелось, чтобы те заведения, которые находятся в Ичери шехер, принимали активное участие в наших проектах, согласно принципам корпоративной социальной ответственности. Конечно, сегодня бюджетные возможности страны и внутренние доходы Ичери шехер позволяют обходиться и без посторонней помощи, но сотрудничество было бы полезно всем.
У нас есть положительный опыт работы с ГНКАР, которая оказывает нам огромную поддержу в реставрации Ичери шэхэр, а также с компанией Azercell.
— Какие меры будут предприняты в отношении ветхих жилых домов в Ичери шехер?
— Сегодня существует ряд нерешенных проблем, которые вытекают из законодательства. Одной из них является аварийный фонд на территории города. Не секрет, что есть большое количество ветхих строений, большая часть которых принадлежит частным собственникам, и согласно законодательству, которое было принято некоторое время назад, мы не имеем возможности инвестировать государственные средства в частное аварийное жилье.
Но некоторые лица ничего не предпринимают, ожидая, что государство решит все их проблемы, а с другой стороны, у многих просто нет экономических возможностей самим устранить эти проблемы. По этому поводу мы подготовили пакет предложений и направили его в Кабинет Министров.
Отмечу, что мы не претворяем в жизнь политику выселения людей из домов. Этот вопрос не в нашей компетенции.
— Какие нововведения были осуществлены в Ичери шехер?
— Мне бы хотелось вернуться в март 2009 года и постараться описать те приоритеты, которые были поставлены перед нами главой государства. Самым главным вопросом являлось выведение Ичери шехер из списка объектов, находящихся под угрозой исчезновения, согласно классификации Комитета по наследию ЮНЕСКО.
Как вы знаете, Ичери шехер был включен в «Черный список» в 2003 году и несмотря на то, что к 2009-му была проделана огромная работа в области сохранения заповедника, была создана новая система управления, разрабатывался мастер-план по сохранению территории старого города, Ичери шехер по-прежнему продолжал оставаться в этом списке.
Поэтому данное направление было для нас одним из приоритетных. Мы стали активно работать над разработкой мастер-плана, который был утвержден Кабинетом Министров, также были проведены мероприятия по организации Совета аксакалов и т.д. Все эти мероприятия привели к тому, что в июне 2009 года Ичери шехер был восстановлен в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Другой, не менее важной проблемой, с которой мы столкнулись, была сложность в превращении Ичери шехер в центр культурного туризма как в рамках внутреннего туризма, так и регионального или международного.
Требующих своего решения вопросов было несколько — это и недостаточная развитость туризма в стране, а точнее, недостаточное количество и качество тех объектов, которые призваны привлекать и обслуживать клиентов, и отсутствие гидов, карт, всего того, без чего сложно ориентироваться в новой местности. Поэтому нами был претворен в жизнь большой блок работы, связанный с подготовкой объектов туристической инфраструктуры.
Следующий вопрос был связан с транспортом. Загруженность автомобилями сказывалась на развитии центра культурного туризма и на сохранении памятников. Таким образом мы постарались идентифицировать весь спектр проблем, которые мешали развитию Ичери шехер и его превращению в центр культурного туризма.
В число важных вопросов мы отнесли отсутствие календаря событий. Международный опыт показывает, что для успешного функционирования в качестве центра туризма такого рода города или исторические объекты должны обладать достаточно богатым культурным календарем.
В последние годы число проводимых в Азербайджане культурных и общественных мероприятий увеличилось в несколько раз. Нашей задачей было найти свою нишу и правильно позиционировать Ичери шехер.
Важно было понять, какие мероприятия могут успешно проводиться в городе, а какие нет. Как было отмечено выше, мы сейчас осуществляем серию проектов, которые стали хорошей традицией в Ичери шехер — это восточный базар, музыкальные вечера, фестиваль «Девичья башня», который стал привлекать художественную элиту из многих стран.
Ну и конечно, одними из наиболее важных вопросов были консервация и реставрация памятников, осуществление работ по улучшению городской инфраструктуры, в частности, решение проблем канализации, возобновление магистральных путей и т.д.
Хочу добавить, что ЮНЕСКО рекомендовал тот опыт, который существует в Азербайджане другим мегаполисам, где существуют исторические центры. Философия этих рекомендаций заключается в том, что зачастую отсутствие баланса приводит к принятию решений в интересах только внешнего города без учета интересов исторического центра.
В Азербайджане создана такая модель, при которой все решения в этой сфере принимаются оптимально. Именно так отзывались о нашей модели и эксперты, которые приезжали в Баку для изучения нашей системы управления.
Ругия АШРАФЛИ