Мы готовы начать, хоть завтра!
Таков главный лейтмотив комментариев СМИ по прошедшей встрече глав государств Азербайджана и Армении в столице Татарстана, тиражируемый на протяжении последнего месяца.
Но, пожалуй, как никогда раньше, именно после этих переговоров в воздухе «запахло порохом».
Практически, все средства массовой информации признали результаты переговоров в Казани не отвечающим ожиданиям.
А причина подобного положения дел, как известно, все так же прозаична — армянская сторона отказывается проявлять конструктивность и бесцеремонно искажает саму суть переговорного процесса, требуя невозможного и отвергая уже достигнутые продвижения.
Представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд назвала эту встречу «разочаровывающей», впрочем, отметив, что стороны «пришли к лучшему пониманию ситуации по многим вопросам».
Однако, думается, что в плане продолжения процесса можно считать — да, прогресс состоялся, поскольку любая переговорная встреча или мероприятие лучше, чем война.
И с этой точки зрения встречу в Казани можно считать позитивным событием.
«Несмотря на то, что последняя встреча не дала прямых результатов, однако подобные встречи будут иметь продолжение, поскольку сопредседательствующие страны, представляющие собой крупные державы, не заинтересованы в том, чтобы переговорный процесс был прекращен.
Переговоры крутятся вокруг того, что «ничто не может быть согласовано, прежде чем все не будет согласовано». На переговорах по Нагорному Карабаху очень часто договоренность без особого труда достигается по 90—95% условий.
Однако всегда остается некое проблемное ядро, не поддающееся разрешению», — говорит Джефф Голдстейн из Института Открытого общества.
Отказ Азербайджана подписать т.н. пакт «о неприменении силы» до вывода армянских оккупационных сил с территории Азербайджана (что является результатом все того же применения силы), практически заставил международные силы более серьезно обратиться к проблеме Нагорного Карабаха.
Положения, озвученные ранее, с намеком на приемлемость для всех сохранения статус-кво, спровоцировали момент обострения переговорного процесса в принципе.
Возникает вопрос: о каком таком статус-кво идет речь? Слова эти относятся к статус-кво, который существует в зоне конфликта на линии соприкосновения? Или к территориальному формату? В любом случае, думается, что подобное заявление несерьезное и нереальное, сделанное без достаточного знания истории вопроса.
И приверженность армянской стороны к пресловутому статус-кво вызывает прямо-таки умиление: вооруженные до зубов сепаратисты и армянские оккупанты, наивно моргая глазками, призывают изгнанное со своих собственных земель мирное население «оставить все как есть».
Попытка сохранения статус-кво абсолютно противоречит здравому смыслу и самому принципу ведения переговоров, доказывает отсутствие у Армении желания, как такового, к решению конфликта.
Уже около двадцати лет, несмотря на непростую судьбу миллиона граждан, ставших вынужденными переселенцами и беженцами на родной земле, а также на судьбу целого нового поколения, выросшего без возможности посетить могилы предков, оставшиеся на оккупированных территориях, Азербайджан мужественно ведет переговоры в соответствии с принципами мирного урегулирования.
«До каких пор это будет продолжаться?!» — справедливо требует азербайджанская общественность у представителей мирового сообщества, пытающихся обустроить переговорный процесс с Арменией.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, пользующийся абсолютным доверием своего народа, после казанской встречи сделал конкретное заявление: «Настало время изменения статус-кво: освобождения оккупированных азербайджанских территорий и возвращения беженцев на места их постоянного проживания, для этого будут использованы все возможности».
Как уже сообщалось в средствах массовой информации, спустя две недели после встречи в Казани министр иностранных дел России Сергей Лавров лично приехал в Баку и Ереван для передачи президентам двух республик послания Дмитрия Медведева.
После чего срочно вылетел в США. Известно, что состоялся телефонный разговор президентов США и России, которые обсудили и карабахский вопрос в том числе.
Буквально на днях Президент Ильхам Алиев встретился со своим российским коллегой. В ходе встречи президенты обсудили нагорно-карабахское урегулирование, а Президент Азербайджана еще раз довел до Дмитрия Медведева позицию нашей страны.
На первый взгляд может показаться, что, возможно, действительно назревает определенное решение и дело сдвинется с мертвой точки в этом затянувшемся конфликте.
Однако существуют большие сомнения, что Армения готова пойти на какие-либо решения без решительного давления со стороны международного сообщества: ведь любая попытка армянского руководства изменить статус-кво в положительном смысле может привести к событиям, аналогичным тем, которые разыгрались в 1997 году, когда бывший президент Армении Левон Тер-Петросян был вынужден оставить свой пост, или в 1999 году, когда несколько местных руководителей высшего звена были расстреляны террористами в национальном парламенте.
Руководство Армении, на самом деле, находится в заложниках идеологии, которую само и культивировало в последние годы, и любая попытка Сержа Саргсяна пойти на урегулирование конфликта без достижения «вожделенной независимости» Нагорного Карабаха грозит ему, как минимум, отставкой, а как максимум — угрозой жизни от рук экстремистов, все эти годы взращиваемых в Армении. То, что армянское общество не готово принять справедливый исход переговоров, отвечающий международному праву, утверждают и сопредседатели МГ ОБСЕ.
Поэтому, думается, что на вновь возможных переговорах Серж Саргсян, фактический заложник «больной идеологии», снова предложит «обменять независимый статус Карабаха» на освобождение оккупированных районов Азербайджана.
Об этом свидетельствует комментарий Эльмара Мамедъярова, который отметил, что «армянская сторона требует максимальных уступок от Азербайджана, искажая суть переговорного процесса, начатого семь лет назад».
Азербайджан не намерен вести переговоры относительно территориальной целостности своей страны, но предлагает Армении без промедления приступить к работе над мирным соглашением по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
«Мы понимаем, что есть еще несогласованные элементы, но они в любом случае должны найти отражение в мирном договоре, и если на самом деле есть добрая воля, то давайте сразу над ним работать, не ожидая следующего этапа переговоров по базовым принципам.
Мы готовы работать сразу над юридически обязывающим мирным соглашением, нежели над политическим документом. Готовы начать, хоть завтра», — сказал глава азербайджанского МИД Э.Мамедъяров.
Позиция Азербайджана, озвучиваемая руководством страны на всех девяти переговорных встречах, прозрачна и понятна каждому гражданину нашей республики. Действия Президента Азербайджана по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта полностью поддерживаются азербайджанской общественностью, цель — достижение освобождения оккупированных земель — едина как у руководства страны, так и у азербайджанского народа, в отличие от Армении. Именно в единении есть у нас еще одна сила, дополняющая военную мощь нашей страны.
Да, мы готовы начать… Хоть завтра!
Татьяна ЧАЛАДЗЕ,
«Бакинский рабочий»