Реалии международного права не зависят от «армянского хотения»
В ответ на мою статью «Экскурс в международное право: специально для Ваграма Атанесяна» В.Атанесян представил в ИА REGNUM очередной свой комментарий.
Я же начну с заключительной части его нового полемического творчества.
Во-первых, ничего я не политизировал. Предыдущие мои статьи охватывали лишь международное право и его историю. Это как раз В.Атанесян начинает политическую полемику о каких-то «друзьях по цеху» - «Аязе Муталибове» и «имперских актах».
Во-вторых, «вырабатываются» и «согласовываются» нормы, а не принципы международного права. А вот что у В.Атанесяна «закрепляется», я не знаю, в международном праве точно ничего.
Но это все второстепенно. Главное, что все использованные В.Атанесяном в своем комментарии цитаты как раз и подтверждают (но никак не опровергают) то, о чем я говорил в предыдущих своих статьях. Спасибо ему за это большое.
Вот его цитата из Заключительного Акта 1975 года: «Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.
Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают определить свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне, и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.
Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа».
Выше жирным шрифтом выделены те положения, которые специально игнорируются В.Атанесяном. Именно, исходя из того, что народы могут распоряжаться своей судьбой, не выходя за нормы международного права в отношении территориальной целостности государств, и можно говорить о том, что в Заключительный Акт 1975 года принцип права народов на самоопределение вошел в узком смысле.
Кстати, национальные меньшинства также имеют право распоряжаться своей судьбой, поэтому у них есть право на автономию в составе государства их проживания для своего свободного политического, экономического, социального и культурного развития.
При всем при этом к армянам Нагорного Карабаха это положение Заключительного акта 1975 года не относится, потому что они, как уже было мной неоднократно указано, – национальное меньшинство. И это подтверждает сам В.Атанесян своей цитатой.
В.Атанесян приводит цитату из Резолюции СБ ООН: «призывает правительство Армении использовать свое влияние в целях достижения соблюдения армянами Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики резолюций 822 (1993), 853 (1993) и 874 (1993) и обеспечить, чтобы вовлеченным силам не предоставлялись средства для продолжения их военной кампании».
Приводя эту цитату, В.Атанесян фактически выражает с ней согласие. А значит, он согласен с: 1) «армянами Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики» – т.е. согласен с формулировкой ООН о том, что Нагорно-Карабахский регион находится в составе Азербайджанской Республики, а, значит, «армяне» данного региона не могут быть ничем иным, как национальным меньшинством на территории Азербайджанской Республики; 2) «призывает правительство Армении» - то есть согласен с тем, что Армения должна была подчиниться решению Совета Безопасности ООН. Если СБ ООН обращается в своей резолюции к Армении, то он прекрасно осведомлен о степени влияния Армении (а это как минимум военное присутствие на оккупированных территориях, а в реальности тотальный контроль) на сепаратистов Нагорного Карабаха, иначе в обращении не было бы смысла.
Вот что на самом деле важно. А В.Атанесян начинает непонятную дискуссию о каком-то «гневе ООН» в отношении сепаратистов Нагорного Карабаха. Так что это я вынужден огорчить В.Атанесяна.
То, что армяне Нагорного Карабаха являются национальным меньшинством на территории Азербайджанской Республики и имеют право лишь на самоопределение в узком смысле и в рамках территориальной целостности Азербайджана – это не «позиция официального Баку», а реалии международного права.
И для В.Атанесяна (как бы он не лукавил), конечно же, не будет откровением, что на самом деле на практике есть оккупированные Республикой Армения территории Азербайджанской Республики, на которых располагается никем не признанный марионеточный режим сепаратистов Нагорного Карабаха.
Камал Макили-Алиев
Доктор философии международного и конституционного права
Эксперт-консультант Центра Стратегических Исследований