Хан Гордон: «США продемонстрировали неспособность всерьез заняться Южным Кавказом»
Интервью 1news.az с научным сотрудником и доцентом Монтерейского института международных исследований Калифорнии Гордоном Ханом (Gordon Hahn).
- Как Вы считаете, может ли сегодня идти речь о противоречия между Россией и США, а также Россией и Ираном на Кавказе?
- Существуют некоторые различия в подходах по отношению к Ирану, претворяемых в жизнь Россией и США.
Эти различия коренятся в географической близости России и ее серьезных экономических связях с Ираном. Тегеран теоретически также может создать проблемы на Северном Кавказе, хотя возможно это и преувеличение, поскольку подавляющее большинство мусульман Северного Кавказа являются суннитами и последователями суфизма, а не шиитами.
Поэтому России приходится быть более осторожной, когда дело доходит до Тегерана.
Россия могла бы меньше сотрудничать с Ираном, если бы не была вынуждена расширить экономические связи с ним в 1990-х годах после того, как Запад по существу заблокировал Россию расширением НАТО и недостаточной экономической помощью.
Соединенные Штаты уделяют большое внимание безопасности Израиля, а с иранским шиитским исламистским режимом находятся в постоянной конфронтации с момента его создания.
Все эти факторы создают фундаментальные противоречия между подходами этих двух стран к Тегерану.
- Может ли Южный Кавказ через 10-15 лет интегрироваться в ЕС?
- Я сомневаюсь, что Южный Кавказ сможет так быстро интегрироваться в ЕС.
Недостаточное экономическое развитие, особенно в Армении и Грузии, конфликты, например, армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский и проблемы Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией, усложняют интеграцию региона с Европой.
- Некоторые аналитики полагают, что Южный Кавказ не находится в числе приоритетов администрации Барака Обамы. Так ли это?
- К сожалению, Южный Кавказ как и Северный не входят в повестку дня администрации Обамы.
Правительства [мира] ограничены в своих возможностях управлять множеством процессов, и сегодня ситуация в мире требует решения безотлагательных проблем, таких как: мировая финансово-экономическая нестабильность, Афганистан, Ирак, Аль-Каида, «арабская весна» (которая, скорее всего, запомнится как «Арабский кошмар»), Китай с его «мирным ростом» и отношения с Россией.
Политика администрации Буша по отношению к Грузии привела к конфликту с Россией, в котором у США не было ни воли, ни возможностей для вмешательства, что лишь продемонстрировало неспособность США заняться этим регионом всерьез путем расширения НАТО и с учетом других обязательств.
Это конечно не означает, что для США здесь нет важных вопросов, включая безопасность на Южном Кавказе.
Но эти проблемы связаны не столько с какой-либо российской угрозой, сколько с угрозой т.н. глобального джихадистского революционного союза, к которому принадлежит т.н. Кавказский Эмират.
Теоретически, их вторжение в Северный Азербайджан или присоединение к дагестанским моджахедам Кавказского Эмирата религиозной общины Азербайджана может многих шокировать. Например, азербайджанских и западных инвесторов, так как трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан может оказаться под угрозой атак боевиков т.н. Кавказского Эмирата.
- Существует ли в ближайшее время вероятность нового возгорания какого-либо из конфликтов на Кавказе?
- Как я уже отмечал выше, существует определенная угроза со стороны боевиков т.н. Кавказского Эмирата.
В то же время, говоря о Грузии, должен отметить, что, на мой взгляд, президент Грузии Михаил Саакашвили не совершит повторной ошибки, однако возможны провокации со стороны осетин и русских.
Эльшан Рустамов, Л.А.