Армянские мифы – «киты», на которых держится история - Часть I
Армянская историческая наука использует несколько нехитрых, но звучных мифов для доказательства древности, наличия многовековой этнической, религиозной и культурной общности нынешних потомков армянских переселенцев на Южном Кавказе.
Коснемся нескольких основных мифов - «китов», на которых зиждется доказательная база армянской исторической науки, которая при проверке первоисточников обычно уходит корнями «в никуда».
Миф о принятии армянами первыми христианства как государственной религии
Краеугольным «китом» армянской мифологизированной истории является утверждение об Армении как о первой в мире стране, принявшей в 301 году христианство в качестве государственной религии. Однако науке давно известно, что еще в конце II столетия, т.е. более чем за век до армян, христианство стало официальной религией в арамееязычном Эдесском царстве (Осроенe).
В 165 году царь Эдессы Абгар бар Ману (Абгар V или Ману VIII) принял христианство, в чем его убедил миссионер из Палестины Св.Фадей (Аддай), (Cheetham, Samuel, «A History of the Christian Church During the First Six Centuries», Macmillan), a его преемник на царском престоле Абгар VIII превратил христианство в государственную религию Осроены (Lockyer, Herbert, «All the Apostles of the Bible», Zondervan (1988), p. 260.). При этом некоторые источники пишут, что это сделал Абгар IX (Adshead, Samuel Adrian Miles, «China in World History», Macmillan (2000), p. 27.), который к тому же заложил основы христианской поэзии.
В 1905 году немецкий историк и теолог Адольф фон Харнак писал: «…не вызывает сомнений, что еще до 190 года христианство активно распространялось по всей Эдессе и ее прилегающим областям, и (вскоре после 201 года или даже раньше) царский двор также принял церковь (т.е. христианство)» (Adolph von Harnack, «The Expansion of Christianity in the First Three Centuries», Williams & Norgate (1905), p. 293.). Ирфан Шахид пишет об Абгаре VIII как о первом правителе передневосточного государства, принявшем христианство. (Shahid, Irfan, Rome and the Arabs: А Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs, Dumbarton Oaks Trustees for Harvard University (1984), p. 96.).
Как же после всех этих фактов армяне стали «первой» христианской нацией в мире? Интересно, что армяне, чьи измышления опровергают исторические факты, пытаются принизить значение первопринятия Эдессой христианства, прибегая к откровенным искажениям: некоторые ереванские «историки» утверждают, что принятие Осроеной христианства в качестве государственной религии, как бы сказать, «не считается», так как в это время она якобы не была независимой и еще (или уже) не имела государственности.
В подтверждение этим домыслам они издают карту, на которой Осроена указана в составе Армении. Однако они умалчивают, что Осроена была завоевана Тиграном Великим задолго до этого и на короткое время, а к моменту принятия христианства она уже давно была независимой.
Помимо этих искажений, эти «историки» пытаются всячески умалить значение первопринятия Осроеной христианства тем, что оно было связано с апокрифической легендой о переписке Абгара V (Ману VIII) с Иисусом Христом. С кем бы ни «переписывался» эдесский царь и каковы бы ни были подлинные причины принятия лично им христианства, факт остается фактом – сколько бы ни пыжилась сегодня лживая пропаганда соседней страны, более чем за век до армян христианство стало официальной религией именно в Осроене.
Миф об автохтонности армян на Южном Кавказе
Армянская наука часто ссылается также на древнегреческого географа Страбона, который якобы отмечал автохтонность армян на Южном Кавказе. В действительности же у Страбона эти территории фигурируют как завоеванные армянскими царями у других государств и народов.
Страбон еще в те времена заметил склонность армян к захвату чужих земель и в своей книге писал: «Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадрия.
Они были первоначально полководцами Антиоха Великого, а впоследствии, после его поражения, стали царями (первый – царем Софены, Акисены, Одомантиды и некоторых других областей, а последний – царем страны вокруг Артаксаты); они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей (Страбон, «География», XI, XIV, 5.). Более того, Страбон особо отмечал, что на завоеванных землях армяне старались ассимилировать покоренные народности (Страбон, «География», XI, XIV, 5.12).
В Армении довольно забавно трактуют слова Страбона. По их логике, если армянские цари завоевывали территории других народов, то армяне на этих землях сразу становились «автохтонами». Следует отметить, что как независимое государство Армения просуществовало сравнительно короткое время.
Истории известно, что, просуществовав в начале н.э. чуть более двух десятилетий как независимое государство, Армения, потеряв независимость, превратилась в римско-парфянское владение, ибо после 63 года по договору между Римом и Парфией установилась двойная независимость Армении (Меликишвили Г.А. «К истории древней Грузии», Тбилиси, 1959, стр. 344).
Все последующие века вплоть до 1918 года она находилась либо в вассальной, либо в абсолютной зависимости от других держав – Персидской, Римской, Османской, Российской империй.
Научных доказательств распространения контроля армянских царей на часть территории современного Азербайджана, кроме периода царя Тиграна Великого, нет. Только в годы правления Тиграна Армения достигла своего апогея и действительно временно покорила определенные земли к северу от реки Араз. Историка Страбона, родившегося в годы, когда еще был жив армянский царь Тигран Великий, можно назвать современником тех событий.
Поэтому неудивительно, что в своей книге «География» он действительно отмечает, что частично Орхистена была (возможно, на тот момент) областью Армении. Как известно, история никогда не была статичной – владения расширялись и сокращались, появлялись и исчезали государства, менялись границы.
Тут можно вспомнить, что под властью азербайджанских правителей в определенное время был даже Багдад... Что ж теперь по логике армянских ученых, нам надобно предъявлять претензии на этот город?
Важно другое – нигде у Страбона не говорится, что в Орхистенe, которая в разные периоды истории могла находиться под властью разных царей, жили армяне. Об этническом составе Карабаха и, тем более, об автохтонности или пришлости его населения у Страбона нет ни слова! Зато имеeтся множество других источников и свидетельств других авторов, в которых говорится именно об албанском населении Карабаха. В том же 11-м разделе книги Страбон отмечает, что река Кир (Кура) протекала через Албанию (Страбон, «География», XI, IV, 1.13).
Миф «о массовом изгнании или переселении армян в Персию» в XVII веке
Это есть очередной армянский миф, под которым имеется в виду переселение или «изгнание» армян в Иран, якобы имевшее место в XVII веке в период правления Сефевидского шаха Аббаса.
Тогда шли кровопролитные войны между Османской империей и азербайджанской Сефевидской империей. В 1604-1605 гг. сефевидский шах Аббас захватывает приграничные с Ираном обширные земли в Малой Азии, ранее принадлежавшие Османской империи, и решает переселить в эти области в том числе и армян для налаживания ремесла и торговли с соседними странами.
Армянские торговцы и ремесленники были переселены в основном в приграничные с Османской империей регионы (ныне Южный Азербайджан и западные провинции Ирана) на местах пересечения торговых путей из Европы в Индию, Россию и Центральную Азию.
Армянские источники дают фантастические цифры о количестве армян, переселенных в Иран, говоря о 400-600 тыс. человек. Дело в том, что в XVII веке все население Южного Кавказа составляло, по приблизительным оценкам, чуть больше 1 млн человек, из которых армяне составляли не более 7-8%, в связи с чем армянские цифры о количестве переселенных в Иран армян являются гиперзавышенными.
Тогда как согласно иранским архивам, в частности, историку Насрулла Фальсафи, в общей сложности шах Аббас переселил в Иран 12 тысяч семей из Нахчывана, Джульфы и Иревана без указания этно-конфессиональной принадлежности переселяемых. То есть в числе этих 12.000 семей были не только армяне, но и другие народы.
Миф о том, что Российская империя «вернула армян на их исконные земли» на Кавказе
Как свидетельствуют цифры, число переселенных армян в Иран (в основном в Южный Азербайджан) было в разы меньше того, что указывает армянская сторона. Дело в том, что армянские историки, раздувая цифры, тем самым пытаются объяснить, как получилось, что несколько тысяч армян, переселенных в Иран в XVII веке, через 200 лет с завоеванием Кавказа Российской империей «вернулись» сюда числом около 300.000.
При этом, переселены были армяне только в Иран, а «вернулись» на Кавказ не столько армяне Ирана, сколько в несколько раз больше армян из Османской империи, которые вообще никогда не жили на Кавказе.
Российская империя желала создать на завоеванных кавказских землях «христианский пояс» между мусульманскими народами Кавказа, Персии и Турции. С этой целью армянские и иные переселенцы по инициативе самодержавия стали прибывать в основном на земли азербайджанских ханств и теснить здесь местное население. Следует отметить, что немалое количество армян было переселено и в Грузию, особенно в приграничные с Османской Турцией области.
Прежде чем привести хронику и масштабы переселения армян в азербайджанские ханства, опираясь на российские источники того времени, коснемся демографической ситуации накануне этого.
Описывая географию и историю этого региона, русский ученый Н.Н.Шавров, непосредственно принимавший участие в мероприятиях кавказской администрации по колонизации закавказских территорий, век спустя отмечал, что «оседлое же туземное население, принадлежащее к татарскому Адзербейджанскому племени, располагалось с давних времен вдоль берегов Куры и Аракса и около Талышинских гор» (Издание русского собрания, Н.Н.Шавров. «Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам». СПб., 1911, с.37).
22 мая 1805 г. командующий царскими войсками на Кавказе Цицианов в своем рапорте №19 от 22 мая 1805 г. писал, что по своему географическому положению Карабах является воротами Азербайджана, а также Ирана.
Он предлагает проявить особое внимание удержанию и укреплению этого края путем реализации долгосрочной политики колонизации края. Особое внимание при этом уделялось стратегически важному региону Карабаха. Начинается длительный период поэтапного переселения армян из Ирана в Карабах (Глинка С. Н. «Описание переселения армян Аддербиджанских в пределы России». М., 1831).
В 1810 году, по официальным данным, в Карабахском ханстве проживали до 12 тысяч семей, в т.ч. 9500 азербайджанских и 2500 армянских («Присоединение Восточной Армении к России». Том 1-й, Ереван, 1972, с.562).
По данным «Описания Карабахской провинции», собранного в 1823 году действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым и изданного в Тифлисе в 1866 году, явно прослеживается прирост армянского населения за счет переселенцев из Персии («Описание Карабахской провинции, составленное на 1823 г. по распоряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-м», Тифлис, 1866 г., ЦГИА АР, ф. 21, опись 24—1, д. № 117). Выясняется, что в 1823 году армяне уже составляли 25-30% населения провинции, а нынешнее армянское большинство – следствие переселения в Карабах армян из Персии в результате очередной русско-иранской войны.
Отметим, что 24 октября 1813 года, после подписания по итогам русско-персидской войны Гюлистанского договора (трактата) оформляется вхождение Карабахского ханства в состав Российской империи. А в 1822 году Карабахское ханство ликвидировано, на его месте образована одноименная провинция. И именно в этот период появляется первый документ, сообщающий подробные сведения об этническом составе населения Карабаха - Налоговый реестр Карабахской провинции («Описание Карабахской провинции, составленное на 1823 г. по распоряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-м»). Согласно данным реестра, в провинции имелся один город – Шуша - и около 600 сел (450 азербайджанских и 150 армянских), в которых проживали около 20.000 семей, или около 90.000 жителей.
Национальность |
Численность семей |
в городе Шуша |
в деревне |
азербайджанцы |
15.729 |
1.111 |
14.618 |
армяне |
4.366 |
421 |
3.945 |
Всего |
20.095 |
1.532 |
18.563 |
|
|
|
|
О том, что Карабах является исконно азербайджанской землей, пишет и российский историк Н.Дубровин.
«Карабагское ханство ограничено: с севера Ганжою, Шекою и Ширваном; с востока Муганской степью; с юга и юго-востока р. Араксом; с запада Нахчыванским ханством и частию Эриванской области. Изобилуя лесами, Карабаг получил от них и свое название, означающее на аддербайджанском языке черный сад». (Дубровин Н.Ф. «История войны и владычества русских на Кавказе», – СПб., 1871, том 1-й, книга II. Закавказье, с. 325-326).
То есть российские и иные архивные материалы ставят «жирный крест» на армянском мифе о том, что Российская империя «вернула армян на их исконные земли» на Кавказе. Становится ясно, что вместо нескольких тысяч армян, переселенных в XVII веке в Персию, обратно на Кавказ были заселены царским самодержавием свыше 1 млн армянских переселенцев из Персии и Турции.
Данная переселенческая политика была продолжена и в советское время, когда по инициативе союзных властей в разные периоды еще сотни тысяч армян попали на Кавказ из Ближнего Востока и других регионов мира.
Продолжение следует.
Ризван ГУСЕЙНОВ