Национальная репутация. Послесловие к 20-летию независимости Республики Армения
Репутация — фундаментальный инструмент общественного строя во всем мире. Репутация страны, равно как и отдельного человека, это своеобразное публичное реноме, которое влияет на меру доверия к объекту репутации.
Можно сказать, что репутация складывается из отдельных фактов, поступков и событий, которые способны оказывать по-настоящему долговременное влияние на доверительные отношения. Если доверие подорвано, иногда уходят годы, а то и десятилетия, чтобы его восстановить, потому что дурная репутация препятствует любым отношениям.
Представим на минуту, исходя из армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, что армяне, вечные странники по чужим территориям, сегодня вдруг осознали предназначение своего народа в возвращении «во границы своя». Что простой армянский народ прижился на земле «многострадальной» Армении, и все ему там кажется родным и милым их сердцам, армяне между собой нашли точку взаимопонимания и с благородством, жертвенностью и бескорыстием отказались от оккупации азербайджанской земли в соседнем государстве. И это, в свою очередь, наполнило души армянского народа счастьем и душевным покоем.
…К сожалению, такое даже представить невозможно. И не мудрено, потому что армянство как таковое (еще с каких времен!) существует на базе национальной идеи именно захватнической политики чужих территорий.
Армянская революционная федерация Дашнакцутюн, традиционно считающаяся оплотом армянского национализма, была основана летом 1890 г. в Тифлисе и первоначально называлась «Содружество армянских революционеров». Целью дашнаков было создание с помощью вооруженной силы независимого армянского государства на территории Турции или, как они ее называли, «Западной Армении». Журнал, вышедший в 1891 году как орган партии «Дрошак», писал в программной передовой:
«Наша партия не может согласиться с теми, кто желает только дипломатическим путем добиться своих целей, поскольку чистая дипломатия не считается с человеколюбием. Наши дипломаты руководствуются собственным интересом и правом сильного…».
Сразу же после начала Первой мировой войны, в августе 1914 года, и с началом войны между Россией и Турцией, члены Западного бюро дашнаков, возглавляемые Рубеном, Врамяном и Акнуни, встали на сторону России и сформировали добровольческие дружины в русской армии, непосредственно участвуя в акциях уничтожения гражданского турецкого населения.
В настоящий момент главным требованием партии остается создание «единой Армении» в границах, установленных Севрским мирным договором 1920 года.
Вот предлагавшийся по Севрскому договору раздел Турции. Голубым показана территория, которая должна была отойти к Армении, так называемая «Вильсоновская Армения». К северу от этой зоны — Карсская область (ныне в составе Турции), находившаяся на момент подписания договора под контролем армян, захвативших территорию с помощью штыков российской империи во время Первой мировой войны.
Ближе к нашей современности, в середине восьмидесятых годов прошлого века, возьмем, к примеру, книгу идеолога и вдохновителя армянских сепаратистов в Нагорном Карабахе З.Балаяна «Очаг», где ярко выражен «плач тоскующей армянской души» по непосредственно чужим территориям: «И я подумал: какие у нас (в Армении — Т.Ч.) крохотные расстояния. Как тесно нам. Тесно нам, как никому и как нигде в мире. Самая маленькая по территории республика в нашей стране (СССР), и вдобавок еще одни камни. Мы строим свое счастье на крохотном участке плодородной земли, которая по своей площади в 160 раз меньше полуострова Камчатка. Всего две тысячи километров плодородных земель. Горсть земли».
С самого начала войны в Нагорном Карабахе дашнаки сыграли основную роль в организации вооружения армянских сепаратистов и акций по уничтожению мирного азербайджанского населения Карабаха. Например, Татул Крпеян — Национальный герой Армении — и другие, отличившиеся в «героизме» над жителями Ходжалы, Ашот Гулян, Артур Мкртчян, были членами АРФД.
И сегодня, воспитанный в духе лучших армянских традиций Карен Хачатрян, заместитель директора Института истории Национальной академии наук Республики Армения, в беседе с Panorama.am по вопросу оккупации азербайджанской территории не стесняется воспитывать молодое поколение: «армянская сторона обеспечивала себе безопасность, в то время шла война, и армянам пришлось занять все новые и новые территории».
Агрессивные заявления армянства, пытающегося на протяжении веков реализовать свою озабоченность захватом чужих территорий, уже породили факт неприятия мировым сообществом этой национальной черты.
А возникновение при поддержке радикальных палестинских групп нескольких армянских террористических организаций, главными из которых были АСАЛА и ДжСАГ, вообще возродили в мире образ фидаина с армянским национальным флагом в руках.
Первую террористическую операцию террористы АСАЛА осуществили в январе 1975 года, взорвав здание Всемирного совета церквей в Бейруте. С 1975 по 1982 годы террористы АСАЛА (а также действующие под ее руководством группы «Орли», «9 июня», «3 октября» и др.) совершали убийства, взрывы, нападения. Первоначально организация совершала нападения на турецких дипломатов, чтобы привлечь внимание к т.н. «армянской проблеме». В последующем был предпринят ряд операций против представителей западных стран — нападения на офисы авиакомпаний KLM, «Люфт-ганза», TWA, а также нападения на граждан государств, удерживающих боевиков АСАЛА в заключении. Область операций — Европа, Ближний Восток, Ливан, Турция, США, Франция, Греция, Швейцария, Испания, Австрия, Великобритания, Италия, Иран, Венгрия.
8 января 1977 года в Москве была осуществлена серия террористических актов: в 17 часов 33 минуты в вагоне московского метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» взорвалась бомба; в 18 часов 05 минут произошел взрыв в торговом зале продуктового магазина №15 на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка) неподалеку от зданий КГБ СССР в Бауманском районе; в 18 часов 10 минут произошел взрыв около продовольственного магазина №5 на улице 25-го Октября (ныне Никольская).
В результате этих терактов погибли 7 человек (все — при первом взрыве в метро), 37 были ранены. По данным следствия, Степан Затикян был главным организатором и руководителем терактов, Степанян и Багдасарян — их непосредственными исполнителями.
На допросах Степанян и Багдасарян заявили, что были запуганы Затикяном, который, сидя в заключении, «сдвинулся» на идее национализма и твердил, что нужно наказать русских за угнетение армянского народа.
Карабахская война, развязанная армянскими сепаратистами на территории Азербайджана, вошла в мировую историю как акт терроризма, оккупации чужих территорий, что и было признано ООН четырьмя (!) резолюциями. Неисполнение до сих пор этих резолюций — факт для Армении вполне естественный, ведь по утверждению президента Армении С.Саргсяна, Арцахская война сплотила все армянство». Надо понимать, что без войны армянство разобщено и не интересно даже самим армянам?!
25 февраля 1992 года — убийство безоружных женщин, детей, стариков навсегда легло позорным пятном на это самое армянство.
Поневоле приходится делать вывод, что лозунги и действия армянства против инакомыслящих, «инакорелигиозных» и «инаконациональных» людей, которых армяне назначили ответственными за все мировые проблемы, вплоть до снижения рождаемости в Армении, несовместимы с представлениями современной жизни мирового сообщества и его нормами морали.
В последнее время, ощущая сгустившееся мнение международной общественности вокруг агрессивных принципов так называемого армянства и, в частности, вокруг непризнанной «НКР», а фактически, оккупированной земли Азербайджана, армянские СМИ буквально впадают в истерику по поводу публикаций азербайджанских журналистов. Что примечательно, они не в состоянии опровергнуть факты, но взывают к той же международной общественности, которая и сама потрясена действиями армянских беспредельщиков, превзошедших в угаре национал-сепаратизма гитлеровских фашистов.
Например, может быть, самое известное в Армении издание «Голос Армении» выставило претензии международному сайту Commonspace.eu только потому, что размещенная там статья азербайджанского журналиста, по их мнению, «разжигала межнациональную рознь». Что неприятно, так это то, что армянский журналист не попытался даже опровергнуть написанное, а сразу, перейдя на личность оппонента, потребовал от создателей сайта просто не печатать ничего подобного. То есть потребовал нарушить принцип свободы слова, прикрываясь понятием, что сайт был создан для «дружественного выражения позиций».
Конечно, сайт, в принципе, был создан для попытки найти точки соприкосновения в понимании реальности. Однако реальность такова, что азербайджанское мирное население в количестве свыше миллиона изгнано со своих мест проживания, при этом количество зверски, с особой жестокостью убитых, замученных в плену, оставшихся инвалидами, до сих пор не представляется возможным для точных подсчетов, а их земли до сих пор остаются под оккупацией армянских сепаратистов. Причем, на этом фоне Республика Армения, абсолютно не смущаясь, в открытую заявляет, что полностью и всецело поддерживает так называемую «НКР», пытающуюся существовать на оккупированных землях Азербайджана. Как подтверждает Михаил Александров, политолог, специально для армянской газеты «Ноев Ковчег»: «Армения… способствовала образованию еще одного армянского государства — Нагорно-Карабахской Республики».
По факту получается, что армянство, положив глаз на территорию любого государства по принципу «нам понравились ваши земли, и мы идем к вам!», считают абсолютно нормальным создать еще одно армянское государство, а потом еще и еще… А борьбу коренного населения за свою свободу и жизнь воспринимают как «нахальство»: «Злые вы… Давайте оставим статус-кво и будем дружить».
Хотелось бы понять позицию армянских журналистов, которым, возможно, действительно горько читать о кошмарных, аморальных делах своих соплеменников, и которые искренне хотят оправдать репутацию своей страны и разобраться в обвинениях, чтобы наказать виновных. Такая позиция могла бы даже вызвать сочувствие и полную поддержку с азербайджанской стороны в расследовании этих страшных преступлений. Тем более что Азербайджан уже практически двадцать лет пытается добиться справедливого, на международном уровне, расследования хотя бы трагедии Ходжалы, не говоря уже и о других преступных актах воинствующего армянства. Все документы, свидетельские показания и пострадавшие очевидцы, как говорится, только и ждут быть рассмотренными в судебном порядке.
Но армянство ни на государственном уровне, ни на уровне общественных организаций, ни в порядке личной инициативы ни в коем случае не желает допустить объективного международного судебного разбирательства. Возникает вопрос: почему?
Ответ очевиден. Они просто ждут, когда выжившие пострадавшие, в частности, ходжалинцы, скончаются от естественной смерти и в силу этого не смогут свидетельствовать с высоких трибун. Надеются вновь применить тот самый чудовищный принцип — «нет человека — нет проблемы», который армянство уже использовало при поднятии вопроса о «признании геноцида 1915 года», когда только по прошествии нескольких десятилетий после естественной смерти турецких граждан, которые могли рассказать правду о так называемом «геноциде 1915 года», армянство стало продвигать этот вопрос по всему миру.
Обвинения армянских СМИ в корысти азербайджанских журналистов, якобы за деньги описывающих факты убийств, издевательств армянских боевиков над мирными жителями, не что иное, как свидетельство извращенного сознания самих армянских СМИ. Азербайджанский журналист, описывая трагические факты, сотворенные с его соотечественниками, сам платит своим здоровьем, нервами, душевным покоем, потому что нормальный человек не может вынести весь ужас сотворенного зла представителями армянства и оставаться далее спокойным, милым и «пушистым». Писать об увиденном и есть долг журналиста, гражданина, человека, ради того, чтобы подобное нигде и никогда не повторилось!
Мы живем в эпоху репутаций. Работа над репутацией и имиджем страны — задача государственная, сложная и крайне необходимая. Во всяком случае, если уж сами армянские журналисты ужаснулись реальности, то, возможно, и идеологи армянства поймут, наконец, что сегодня Армения — государство, а не общность людей, разделенных в пространстве и объединенных потоком переживаний. Пришло время, как и любому государству, самим строить себя, свое отношение к себе и отношения с окружающими. Какое, например, будет мнение у международной общественности об армянстве, когда совершенно свободно можно прочитать на одном из армянских форумов под названием «Миацум» призывные лозунги лиц, мечтающих, видимо, о «лаврах» Брейвика: «Бороться нужно единственно верным, на мой скромный взгляд, способом — уничтожением, тотальным демонтажом всего азеротурецкого, чтоб следа вообще не осталось. И это задача не только наша, но и всех народов, которые вынуждены контачить с ними».
Идея национальной репутации важна не просто потому, что люди находят это интеллектуально привлекательным. Для большинства стран необходимость изучить, понять и поразмышлять о методах, влияющих на их международную репутацию, это больше не вопрос выбора: осуществить контроль над своей национальной репутацией либо позволить себе находиться под контролем общественного мнения и общественного осуждения. Последствия для последующих поколений в результате второго варианта будут катастрофическими.
Национальная репутация не может быть построена, ее можно только заслужить, и идея о том, что явление с такими глубокими корнями может быть изменено посредством захвата чужих территорий, преступными убийствами мирного населения соседних государств, является экстравагантным заблуждением. Как заметил Сократ, «путь к достижению лучшей репутации заключается в стремлении быть тем, кем вы хотите казаться».
В наше время обязанность каждого ответственного правительства признать, что репутация страны — один из самых ценных активов его народа — вверяется ему на время его правления, и обязанностью правительства является необходимость передать эту репутацию своим преемникам, независимо от их политических убеждений. Хочется надеяться, что Армения, признанная институтами ООН как страна-агрессор, задумается о репутации своей страны и о нравственном здоровье своей национальной составляющей — армянстве.
Татьяна Чаладзе,
заслуженный журналист Азербайджанской Республики