Британский продюсер: «Спасение евреев турками — один из интереснейших эпизодов Второй мировой войны»
Интервью 1news.az с продюсером фильма «Турецкий паспорт» Лоуренсом Бондом.
Документальный фильм «Турецкий паспорт» рассказывает о том, как во время нацистского геноцида во Франции евреи находили, пожалуй, единственное по-настоящему безопасное убежище в Турции. Более 20 свидетелей впервые рассказали о событиях тех дней. Впервые были подняты архивы...
— Как возникла идея снять этот фильм?
— Идея пришла от турецкой стороны. Фильм был снят турецким режиссером Бураком Арлыелом, при финансировании Бахчешехирского университета, холдинга «Текфен», директора музея Топкапы, историка-писателя Ильбера Ортайлы и других…
— Где снимался фильм?
— В различных странах, в том числе в Румынии и Турции. В Бухаресте есть специальная студия с большими декорациями, например, Германии, Франции 1940-х годов, — там и проходили наши основные съемки.
У нас был свой поезд и машины, которые мы переделали под те, которые использовались в 1940-х годах. На реконструкцию локомотива, к примеру, мы потратили более 3-х месяцев и около $800.000.
В фильме повествуется о том, как турецкое посольство в Париже оформляло для евреев все необходимые документы, свидетельствующие о том, что они якобы граждане Турции, хотя на самом деле они таковыми не являлись. Делалось это для того, чтобы уберечь их от неминуемой гибели.
Турция официально заявила немецкому правительству, что ввиду нейтралитета Анкары в войне Германия не может арестовывать ее граждан. В течение 13 месяцев, в 1943—1944 гг., для евреев были организованы
10 рейсов из Франции в Турцию. Раз в месяц из Парижа отправлялся поезд в Болгарию, а оттуда — в Стамбул. С каждым рейсом отправляли по 100—150 евреев с турецкими паспортами.
— Привлекались ли участники этих событий к съемкам картины?
— Нам удалось найти 22 евреев — участников тех событий, — которые дали интервью в ходе съемок картины. Но были и те, которых мы нашли уже после завершения работы над фильмом. Например, после показа фильма на Каннском кинофестивале к нам подошли три французских еврея и сказали, что они тоже были в числе спасшихся.
— Может ли этот фильм положительно повлиять на турецко-израильские отношения?
— Когда мы начинали снимать фильм, между Турцией и Израилем не было никаких проблем. На показ фильма на Каннском кинофестивале прибыли сотрудники посольства Израиля, которым, по их словам, картина понравилась. Надеюсь, фильм окажет позитивное влияние и на улучшение турецко-израильских отношений.
— В каких кинотеатрах Турции будет демонстрироваться эта картина?
— Начиная с 21 октября организован показ фильма в 27 кинотеатрах, в том числе в 18 стамбульских.
— Будет ли проведена презентация фильма в Азербайджане?
— Я надеюсь на это.
— Какой момент в этой истории интересен для вас лично?
— Я не знаю, почему турецкие дипломаты решились на спасение евреев — это представляло большой риск для них самих. И вообще, интересно, как им удалось проделать это все с гестапо.
Ведь если бы немцы узнали, что представленные турецкими дипломатами документы фальшивые, их самих могли арестовать. Я не понимаю мотивации их поступка. Тут не было выгоды — ни денежной, ни какой-либо другой.
Спасение евреев турками является одним из самых интересных эпизодов Второй мировой войны. Хотя некоторые евреи, которым турки оформили паспорта, были похищены СС, большинство все-таки сумело покинуть Францию.
В музее Холокоста в Иерусалиме есть стенд, на котором указаны имена всех тех, кто помогал евреям в годы Второй мировой войны. В этом списке можно также видеть имя одного из турецких дипломатов, который, рискуя жизнью, спасал евреев.
Мы обратились к правительству Израиля с тем, чтобы в этот список включили имена всех турецких дипломатов, принимавших участие в этой рискованной операции.
Эльшан Рустамов, Ф.Б.