Ровшан Ибрагимов. 18 июля как момент истины для Сирии: обратный отсчет начался
18 июля в столице Сирии Дамаске прозвучал взрыв, в результате которого погиб ряд высокопоставленных чинов страны.
Среди погибших министр обороны Дауд Раджих, его заместитель Асеф Шавкат, а также генерал Хасан Туркомани. Помимо них, получили ранения глава разведки Хисхам Бехтияр и министр внутренних дел Ибрагим аль-Шаар.
Взрыв произошел во время официальной встречи представителей власти этой страны. Согласно информационным источникам, взрывное устройство ввел в действие телохранитель одного из приближенных президента Башара Асада. Ответственность же за данный теракт взяли на себя две группировки: Свободная сирийская армия и исламисты из "Лива аль-Ислам".
Очевидцы акцентируют внимание на том, что соблюдение мер безопасности в Сирии всегда находилось не на должном уровне и при желании любое лицо, имеющее доступ в правительственные круги, могло беспрепятственно пронести взрывное устройство в административные здания.
Стоит отметить, что погибшие офицеры входили в близкий круг президента Башара Асада и такая потеря для него является весьма ощутимой. В целом можно сказать, что события в Сирии приобретают новое измерение.
Можно считать, что взрыв, прозвучавший 18 июля, начал обратный отсчет скорой смены власти в Сирии. Убийство ближайших соратников Асада не только ослабило его позиционно, но также имеет и психологический аспект.
Прежде всего, его окружение понимает то, что отсутствуют какие-либо гарантии не только их политической состоятельности, но и физического существования, что может привести к ускорению процесса оттока соратников президента, который в принципе уже начался.
Кроме того, данное событие является знаковым и для сирийского общества: в ближневосточных странах важен фактор ощущения незыблемости власти.
В данном случае после террористического акта, восприятие недосягаемости и всесилия внезапно было разрушено, что может дать незамедлительный эффект среди сирийского населения, которое отныне будет ожидать и даже требовать скорейшей смены власти.
До этого взрыва у некоторых людей еще была вера в то, что режиму Асада удастся изменить ситуацию и сохранить свою власть. Тем самым Сирия оказалась бы уникальным примером в цепи логических последствий "Арабской весны" в ближневосточных странах.
Однако теперь даже у самых преданных Асаду лиц появятся сомнения по поводу "цельности и недосягаемости" нынешнего режима. Изменение психологического восприятия текущих событий в Сирии среди его населения, может сыграть более серьезную роль в скорейшей смене нынешнего режима, чем увеличение интенсивности военного сопротивления оппозиции, которая к тому же может получить дополнительную поддержку, при этом не обязательно ограничивающуюся лишь пассивными заверения в благосклонности со стороны третьих сил.
По мере ослабления позиций президента Асада стоит ожидать изменений и на международной арене. Вполне возможно, Западу удастся убедить Россию изменить свое отношение и позицию по вопросу Сирии, как минимум, сохраняя нейтралитет к развитию дальнейших событий.
В таком случае, смена режима Асада будет считаться лишь вопросом времени, которое для него начало идти в ускоренном темпе. Сирия станет очередной "игральной костью" в падающих друг на друга домино ближневосточного процесса. Принесет ли ожидаемая смена стабильность и процветание Сирии или нет, - это тема для отдельного исследования.
Д-р Ровшан Ибрагимов
Заведующий отделом анализа внешней политики Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, доцент