Алекс Джексон: «В случае избрания президентом, Ромни, в отличие от Обамы, может уделять больше внимания Азербайджану»
Интервью 1news.az с бывшим старшим редактором журнала Caucasian Review of International Affairs, политическим аналитиком Menas Associates (Лондон) Алексом Джексоном.
- Член Конгресса США Дана Рорабахер некоторое время назад направил письмо госсекретарю Хиллари Клинтон, в котором призвал Вашингтон поддержать право иранских азербайджанцев на самоопределение. Как бы вы могли это прокомментировать?
- Это очень странное письмо, хотя, это характерный метод Рорабахера.
В июле он направил Клинтон аналогичное письмо, предлагая США «поиск возможностей» для того, чтобы продвигать в отношении Ирана собственные интересы, используя этнические и религиозные вопросы. Он также призвал к [борьбе за] независимости сепаратистов в провинции Белуджистан.
Последнее его письмо призывает США поддержать референдум по отделению от Ирана [территорий, населенных] этнических азербайджанцев. И это несмотря на то, что никаких реальных предпосылок для [проведения] такого референдума среди иранских азербайджанцев нет.
Безусловно, многие иранские азербайджанцы сталкиваются с проблемами, и жалуются на культурную дискриминацию, но это не означает, что все они хотят независимости или присоединения к Азербайджанской Республике. Это не говорит и о том, что у Азербайджанской Республики есть желание иметь дело с массовым притоком населения.
Поэтому заявление Рорабахера сделано скорее не ради [соблюдения] интересов азербайджанцев Ирана, но из стремления желания развалить Иран и навредить ему.
К реальному пониманию региональной политической ситуации все это не имеет никакого отношения.
- Как вы считаете, это письмо - личная инициатива Рорабахера, или планы более широкой группы политиков?
- Это предложение, вероятнее всего, инициатива самого Рорабахера. Очевидно, он заинтересован в том, чтобы продвигать [идею] отделения в качестве инструмента внешней политики, как это было заметно и в вопросе поддержки Белуджистана.
Однако идею использовать Азербайджан и другие соседние государства в качестве инструмента против Ирана разделяют еще несколько американских политиков, в основном, это «ястребы-республиканцы».
- Может ли, на ваш взгляд, Армения открыть международный аэропорт в Ходжалы - на оккупированной территории Нагорного Карабаха?
- Некоторые армянские политики могут быть заинтересованы в этом, но для самой Армении мало толку в открытии этого аэропорта, поскольку это вызвало бы очередной виток напряженности в ее отношениях с Азербайджаном.
Однако некоторые политические и экономические группы в Армении могут попытаться использовать этот вопрос в своих целях, несмотря на все связанные с этим риски.
- Как, по вашему мнению, напряженность вокруг Ирана может повлиять на ситуацию на Южном Кавказе? Может ли это напряжение, или возможное нападение на Иран, отразиться на урегулировании конфликтов на Южном Кавказе?
- Напряженность вокруг Ирана будет иметь негативное влияние на урегулирование конфликтов в регионе.
Хотя напряженность или нападение на Иран вряд ли приведут к новым войнам, тем не менее все это осложнит достижение урегулирования, например, нагорно-карабахского конфликта.
Никакая из сторон не будет готова к компромиссу, и Иран станет еще более привержен поддерживанию хороших отношений с региональными союзниками, такими как Армения.
Россия будет и впредь использовать свое влияние в Армении для сохранения статус-кво, так как не хотела бы дальнейшей дестабилизации ситуации.
- Может ли, на ваш взгляд, измениться американская политика в регионе после предстоящих президентских выборов?
- Если Обама будет переизбран, а прежний курс будет продолжен, - он будет придерживаться ограниченного взаимодействия со всеми тремя странами Южного Кавказа.
Если победит Ромни, то небольшое изменение может иметь место. Могут углубиться отношения с Грузией, - как часть стратегии, направленной на снижение влияния России.
Администрация Ромни, в отличие от администрации Обамы, может также уделять больше внимания Азербайджану.
Тем не менее, политика на Южном Кавказе не будет приоритетом для президента и его ближайшего окружения.
Большая часть работы будет выполненяться чиновниками из Госдепартамента, которые могут сохранить свои должности в администрациях.
Эльшан Рустамов, Ф.Б.