Успех юной художницы Джамали Мирзоевой на выставке в Лондоне - Очерк - ФОТО
Такого в моей практике не случалось никогда.
Встретившись и побеседовав с юной художницей, с пристрастием рассмотрев и комментируя ее работы – самые новые, и те, что она писала восемь лет назад в четырехлетнем возрасте, мы как-то спонтанно объединились, чтобы вместе искать название будущих моих заметок. Того, с чего всегда начинаю каждый новый материал, если предстоит выстроить множество впечатлений о неординарном собеседнике – не могут же они превратиться в сумбурное перечисление фактов, пусть и характеризующих его, но не объединяющих и не конкретизирующих тему разговора…
Да, поводом для нашей встречи послужило серьезное событие: в самом конце марта в Лондоне, в королевском округе Кенсингтон и Челси прошла выставка наших молодых художников. Организованная посольством Азербайджана в Великобритании, Министерством культуры и туризма Азербайджана и Центром социально-психологической реабилитации молодежи «Дирчялиш», который уже не в первый раз проводит смотры молодых талантов в различных странах Европы, эта выставка предложила вниманию не только публики, но и специалистов 120 работ 20 художников разных возрастов.
Среди подростков, студентов и выпускников художественных вузов Азербайджана семиклассница бакинской школы № 23 Джамаля Мирзоева, ученица известного художника-преподавателя Татьяны Кесарь оказалась одной из самых юных. Более того, выполненные в сложнейшей технике батика (роспись по шелку) пять ее картин удостоились особой похвалы. Тонкие профессионалы высоко оценили и ту загадку, которая вольно или невольно стала частью сюжета, и логически тонкую композицию из присутствующих здесь по воле автора элементов - обитателей подводного царства, и, конечно же, талантливую работу с красками, с цветом. Те тончайшие переходы и нюансы, что, буквально «на грани фантастики» создают атмосферу живого, объемного и одухотворенного волшебного мира, влияя и на визуальное и на внутреннее впечатления от встречи со светлым миром юной художницы. Миром, где по желанию автора, рядом с традиционными обитателями морских глубин, присутствуют еще и едва различимые фигурки водорослей, которые колеблются подводными течениями, напоминающие юрких людей. Поистине, велика смелость мысли художника, сумевшего увидеть лишь на первый взгляд в умиротворенной стихии по-философски выраженную систему отношений во вселенной и приглашение призадуматься о чем-то не просто загадочном, но и возвышенном.
Когда такой анализ звучит из уст умудренных профессионалов, собравшихся на лондонской выставке, это, впечатляя, остается на всю жизнь как первое большое, значимое признание, как напутствие. И это здорово. Но у этого признания есть ведь и предыстория…
Нам было, о чем говорить: в каждом детском рисунке Джамали что-то радует и удивляет – контур предмета, зверушки или человека у нее - непременно поза, что-то выражающая. У каждого персонажа – свое лицо (или мордашка), по которому прочитываешь сиюминутное настроение или даже характер.
О том, как это получается, и спрашивать не станешь – малышка всегда рисовала то, что видит, а что и почему… ну какой же художник станет объяснять необъяснимое, то, что у каждого - свое?
Вот и мне приходится вести беседу, как говорится, вокруг да около, в надежде, не нарушив ее гармоничный мир, не забыв о возрасте, нащупать то главное, из чего рождаются герои рисунков и сюжеты (иногда очень своеобразные, чаще - отмеченные фантастическими представлениями) картин Джамали. И вот что интересно: практически без труда, по едва уловимым признакам определяя, кто из них смеется, кто возмущен или зовет на помощь, тем самым, наверное, подтверждаю, что ее незатейливые рисунки воспринимаются как произведения со своим смыслом, а иногда и моралью.
О чем они вообще, расспрашиваю юную художницу осторожно – такая беседа с ребенком особенно обязывает. Однако довольно скоро подмечаю для себя, что в свои 12 лет девочка, как не часто происходит даже с талантливыми, неординарными детьми, способна не просто рассказать, что и почему пишет на ватмане, холсте или даже на шелке. Она обнаруживает в разговоре и в своих работах, в том числе стихах и рассказах-сказках - широкие познания о мире и о взаимоотношениях между теми, кто его населяет.
Осознанно или нет она уже давно поверила, что предпочитает ставшие ей близкими светлые образы, что с ее «героями» по ее же воле происходят достойные истории с благополучным концом, который сама она для них и придумывает, как добрая волшебница. Притом, что ее герои не похожи на слащавых принцесс или статичные пейзажи. Тут сама жизнь. Детская и не детская. Волшебная и близкая нам.
А это почти прагматика собранного, ответственного, знающего цель человека, выбравшего трудный, вовсе не упрощенный, кем-то предложенный путь, который предстоит пройти по жизни, конечно же, но под знаком света, добра, любви.
Откуда все это? Кто она, полноправная хозяйка такой собранности и ответственности, не отягощающих, а наоборот, вдохновляющих качеств, делающих праздником весьма трудоемкое увлечение? От генов, конечно. От талантливой мамы, по признанию мэтров, одинаково здорово пишущей на азербайджанском, русском и английском стихи, которые готовы охотно печатать самые престижные журналы. От множества прочитанных светлых, добрых книг с волшебными картинками. От заботливой бабушки Афаг ханум и от мужской половины интеллигентной семьи, счастливой тем, что их ребенок наделен талантами, а они на грани разумного самопожертвования неустанно создают ему все необходимые условия, памятуя о своей ответственности за ее судьбу.
Сколько раз мама – Саида Мусаева брала на себя смелость подправлять педагогов, работающих в некоторых изостудиях по шаблону: ее девочку надо направлять осторожно, не нарушая самобытность, индивидуальность. Поэтому и от того, что могло оказаться элементарным хобби, наотрез отказалась.
Поначалу взявшись сразу за все, что сегодня во многих наших семьях, что скрывать, в моде, – музыку, спорт другие занятия, Саида довольно скоро освободила дочь от того, что мешало сосредоточиться на главном – трудном и обязывающем. Поняла - распыляться – только вредить. Зато вместе с такой смышленой дочкой осознанно определили - приоритет за школьной программой и серьезными занятиями живописью с многоопытными профессионалами. Достаточно, если все делается ответственно и по большому счету… Тем более, если любознательности и трудолюбия Джамале не занимать. Остальное приложится… если потребуется. Результаты налицо. И не только в живописи.
Как хорошая ученица и успешная художница Джамаля никогда не задается. Она очень самокритична. Ее уважают и любят одноклассники, она отвечает им взаимностью. С удовольствием участвует в самых разнообразных мероприятиях, проводящихся в школе.
Практически она во многом состоявшаяся личность –самостоятельная и ответственная. Я это поняла, рассматривая картины Джамали и вовлекая ее в незатейливые беседы, избегая нарочитого внимания. Это освободило ее от возможного напряжения – она была естественной, искренней, как и подобает хорошо воспитанному, не по годам развитому обаятельному человечку… Общаясь с которым, я, кстати, не сделала ни одной записи в своем блокноте.
Правда, возможно, поэтому заголовок вместе мы так и не придумали, а тот, на котором пришлось остановиться, - получился банальным. Бывает…
Зато он, в самом деле, о том, что коротко, но уверенно можно сказать - о Джамале, ее творческом облике и окружающей ауре. Об одаренном искрой божьей неравнодушном человеке, рано выбравшем для себя высшие ценности. О той, кого так и хочется назвать… ребенок-солнышко.
Галина МИКЕЛАДЗЕ