Тимур Аскеров получил золотую медаль на Международном конкурсе балета – ФОТО
БАКУ, 8 июл - 1NEWS.AZ
Первую премию и Золотую медаль XII Международного конкурса балета получил выступавший от Азербайджана солист Мариинского театра Тимур Аскеров.
Большим событием в жизни азербайджанского искусства мы восприняли убедительную победу Тимура Аскерова на возглавляемом выдающимся балетмейстером мира Юрием Григоровичем XII Международном конкурсе балета в Москве. И потому, что он наш соотечественник. И потому, что он - выпускник Бакинского хореографического училища, в успехе которого - признание поистине исторических заслуг нашей школы в самом широком понимании этого феномена.
Конечно, заманчиво узнать подробности о происходивших соревнованиях, о волнениях и раскладе сил в ходе трех судьбоносных туров, где Тимуру с партнершей Оксаной Скорик пришлось настолько убедительно поочередно показывать членам жюри па-де-де из балетов «Лебединое озеро», «Корсар» и Большое классическое па-де-де Обера, чтобы достичь столь высокой оценки со стороны профессионалов, но… Поскольку весь материал конкурса транслировался по телевидению, да и на порталах Интернета сохранился, не лучше ли сегодня поговорить с приехавшим домой в отпуск танцовщиком о том, что осталось, как говорится, за кадром. О том, как юноша из Азербайджана удостоился чести служить в Мариинском - одном из самых знаменитых театров мира. Как и почему в свои 23 года вошел в плеяду титулованных артистов совсем не потому, что ему благоволила Госпожа Удача… если не считать таковой осознанный выбор мальчика, рано признавшегося себе и родителям в том, что непременно будет танцевать.
Вот это, как говорится, оказалось подарком судьбы. Потому что в балетные классы редко поступают сознательно – определяться приходится уже в шесть лет! Когда начинает складываться фигурка, когда педагогам не поздно задать этому процессу необходимое направление и, не поддавшись на детскую безотчетную восторженность, обнаружить редкое совпадение между желанием и возможностями…
У Тимура Аскерова счастливое совпадение обнаружилось сразу. Однажды, попав в школьный кружок бальных танцев при общеобразовательной школе в Гяндже, где служил папа, теперь уже полковник-лейтенант, мальчик «заболел» желанием танцевать. А, показавшись педагогам Бакинского хореографического училища, заручился мнением профессионалов, не ставших скрывать восхищения способностями ребенка. И не только потому, что отчетливо увидели редкое сочетание таких данных, как пропорциональное телосложение, осанка, пластичность, стройные, хорошей формы ноги, гибкая, красивая линия вытянутой ступни и подъема, координация движений и легкость в прыжке. Здесь они разглядели самое, пожалуй, бесценное – готовность усердно изучать хореографическую азбуку, которая только и может обеспечить танцовщику грациозную воздушность в прыжках-полетах, героику мужского классического танца, эмоциональный накал и многое другое в сольных и дуэтных танцах, составляющих сюжетные спектакли…
- Тимур! Раз уж мы беседуем в Баку, где весть о вашей большой победе очень взволновала всех, кто любит и знает балет, начнем с вопроса о том, кто стал для тебя тем волшебником, который не просто преподал первые и самые главные знания, но сумел «заразить» магией балета, - спрашиваю теперь уже и победителя престижнейшего международного конкурса, и солиста прославленного Мариинского театра Тимура Аскерова. Юношу, успевшего всего за три сезона подготовить и показать на публике в Санкт-Петербурге и в зарубежных поездках более десяти сложнейших партий мирового балетного репертуара.
- Я действительно считаю волшебными годы учебы в БХУ, где вся обстановка была наполнена аурой романтического и изысканного искусства, ощущением некоторой избранности.
Когда на смену скучным упражнениям у станка в первых классах наступило время заняться основами классического танца, нас взял опытный педагог Сергей Богданов. Своей выучкой, профессионализмом и даже известным педантизмом он как-то естественно уберег нас, мальчишек, от лени, бесшабашности, дал понять, что балет – дело очень трудное и серьезное – требует безграничной требовательности к себе.
Сергей Владимирович бескомпромиссно добивался чистоты каждого движения, выразительности позы и даже осмысленного поворота головы.
Он буквально гнул и ломал нас собственными руками, требуя запомнить ощущение в каждой позиции и отчетливо сознавать, как удобно связывать азбучные элементы в комбинациях, как эстетично, естественно и, не подчеркивая усилий, переходить из одной части той или иной танцевальной фразы к следующей в соответствии с рисунком поставленного балетмейстером танца.
Вместе с учителем мы вырабатывали манеры, упорно добивались чистоты любой детали, не прощая себе неряшливости или случайностей. Сергей Владимирович научил нас, придавая огромное значение технике, уделять особое внимание психологической проработке образов, характеров. Даже в неурочное время, оставшись в классе, мы, превозмогая боль, тянулись в шпагате, выворачивали колени, отрабатывали полетные прыжки, учились вертеть как можно больше пируэтов.
- Мы – это кто?
- Поначалу в классе было девять мальчиков, но к выпуску подошло четверо.
- Это плохо?
- Это нормально.
- Выживают сильнейшие?
- Остаются те, кому открыт путь на сцену.
- Любую?
- Даже самую престижную!
- В вашем выпуске это…
- Интигам Мамедов, Араз Сулейманов и я поступили в Азербайджанский государственный театр оперы и балета. Александр Сульдин уехал и был принят в труппу «Московский классический балет», руководимую В. Гордеевым.
- Его пример оказался заразительным для тебя?
- Нет, конечно… Примеров сколько угодно – в балете принято выбирать себе труппу. Выпускники БХУ работают во многих странах.
Поступив в Азербайджанский государственный театр оперы и балета, за короткое время Тимур станцевал престижные классические партии - Па-де-труа из «Лебединого озера», Принца в «Щелкунчике», Полада в «Девичьей башне». Говорили: «богатые природные данные и хорошая выучка». Подразумевали, конечно же, фанатическую преданность балету, честолюбивые замыслы – он и сам не мог тогда ответить, так ли все на самом деле. Он знал балетную конъюнктуру и свои возможности (что скрывать!). Наверняка что-то из мирового опыта примерял к себе, но даже приезжавшие балетные пары из разных театров, привычно исполняющие главные роли в идущих в Баку балетах, не волновали флером зарубежной принадлежности… Разве что однажды сердце екнуло, когда увидел в гастролерах Эльвире Тарасовой и Андрее Баталове нечто от небожителей…
Если же что-то и притом стремительно менялось в его судьбе – прежде всего по воле подспудно, подсознательно сформировавшейся привычки рассчитывать на себя. Но, как оказалось, более всего и благодаря высоким оценкам окружающих. Профессионалы уверенно говорят: целеустремленный, отлично выученный и хорошо воспитанный, статный, высокий красавец неизменно радует тех, кому дорога честь возглавляемой труппы и судьба ее творческой политики в условиях возросшей конкуренции.
В Киеве, где проводил отпуск, не удержался - «зашел» на объявленный Национальным театром конкурс-просмотр. Когда в числе претендентов сделал круг прыжков, ему сказали – с вами и так ясно, отойдите, не мешайте остальным. И стал ведущим солистом. И сколько внимания, сколько доброй заинтересованности встретил, как был востребован!
Соблазнили предложением наведаться в вожделенную Санкт-Петербургскую Мариинку друзья тогда, когда из Киева, где имел все, о чем можно было мечтать, уезжать ну никак не хотелось.
И все-таки подался в легендарный коллектив, где, как сказано выше, дела пошли по восходящей. Настолько, что окружающие, в том числе руководитель балетной труппы, удивились его желанию подать заявку на участие в XII Международном конкурсе, возглавляемом великим хореографом Юрием Григоровичем в Москве – зачем? Ведь в Мариинке у него есть все – мирового уровня школа, бесконечно большой репертуар. Все новые роли и уже состоявшиеся большие гастроли в США, где довелось станцевать в двух спектаклях, гастроли в Корее, Японии, и график, расписанный на полгода вперед.
Но… В свои 23 года он захотел пройти и испытание, каким становится конкурсный отбор. Зачем? По-моему, чтобы узнать мнение авторитетного жюри о себе как о профессионале… О своем статусе и месте в элите самого престижного в мире балета. Наверное, такая смелость, да еще принесшая желаемый высокий результат, дорогого стоит. С чем от души и поздравляем! А что на это скажет сам Тимур Аскеров?
- Знаете, Международный балетный конкурс в Москве, где ремесло начисто отвергается, стал прочной и плодотворной традицией, неотъемлемой и важной частью жизни мирового балета. Родившись в 1969 году, он быстро приобрел высокий профессиональный авторитет, серьезную творческую репутацию, статус. Вот и на сей раз, он обнаружил много положительных тенденций. Я еще более поверил в то, что при огромном значении техники, очень большого внимания требует психологическая проработка образов, характеров, ощущения, которыми наделяет сцена - огромная и престижная сцена.
- Конкурс – это…
- Это одна из возможностей преодолеть волнение и испытать себя!
- С партнершей Оксаной Скорик мы сделали то, чего от нас ожидали наставники. Возможно, нужно было больше, лучше, но самодеятельность опасная штука. Здесь смесь уверенности и волнения, а фундамент - школа в ее высоком понимании.
- К Бакинской школе можно отнести это понятие?
- Безусловно! Два выпускника БХУ 2011/2012 года - братья Руфат и Фуад Мамедовы тоже приняты в Мариинку и на них возлагают надежды.
- Разве в Баку они не нужны?
- Там их ждут не только заслуги и слава того легендарного театра.
В «державных» театрах принято к каждому ведущему солисту «приставлять» персонального репетитора, с которого начинается его восхождение к вершинам профессии.
- Для других театров это непозволительная роскошь…
- Увы!
- И последний вопрос, Тимур. Как прореагировали руководители Мариинского театра, лицом которого ты в немалой степени являешься, на то, что их солист представлял на конкурсе Азербайджан?
- Нормально реагировали. Таков формат конкурса – принадлежность участника определяется по паспорту, а я - гражданин Азербайджана. Меня всегда переполняют особые эмоции, когда звучит слово Азербайджан, а там, на церемонии награждения победителей, которая, как и гала-концерт, проходила на совершенно ошеломляющей своим величием исторической сцене Большого театра, я испытывал особую гордость.
- Твою победу, Тимур, в знаменитом Международном конкурсе Юрия Григоровича на твоей родине смело называют заслугой во имя азербайджанского искусства - спасибо тебе. Еще раз поздравляем и желаем новых творческих успехов.
Галина МИКЕЛАДЗЕ