Трудности Женевы-2, или Чем завершится встреча в Монтре?
Международная конференция по Сирии «Женева-2», о необходимости которой так долго говорили, наконец-то, открылась.
Правда, не в Женеве, а в швейцарском Монтре.
Смогут ли стороны найти решение сирийского кризиса и тех последствий, которые он вызвал в регионе?
Вооруженный конфликт в Сирии продолжается с марта 2011 года. Его жертвами стали более 100 тысяч человек. Правительственным войскам противостоит Сирийская свободная армия, сформированная в июле 2011 года. Она считается одной из крупнейших вооруженных группировок сирийской оппозиции и насчитывает от 30 до 50 тысяч человек.
Конференцию продолжительное время пытались организовать США и Россия при участии как властей Сирии, так и оппозиции. Последняя в переговорах участвовать то соглашалась, то отказывалась. По словам некоторых лидеров оппозиции, «Женева-2» никогда «не будет являться выбором сирийского народа или его революционных требований». В какой-то момент Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) все-таки согласилась принять участие в конференции, но при условии ухода президента страны Башара Асада.
Взаимные упреки
В этот раз все началось с взаимных упреков и обвинений.
«Революция в Сирии началась не как вооруженное противостояние. Но протесты быстро переросли в конфликт. Режим Башара Асада и сирийское правительство отражали выступления силой. Голод использовался как оружие. Мы получали сведения о систематических пытках и казнях военнопленных», - заявил госсекретарь США Джон Керри. По его словам, переизбрание действующего президента Сирии Башара Асада на пост главы государства лишь продлит войну в стране.
Ответ прозвучал незамедлительно. «Есть страны, которые начали преподносить нам уроки демократии, хотя сами живут в беспорядке. Эти страны используют свои нефтедоллары, чтобы финансировать терроризм в Сирии. Я вместе с сирийским народом сожалею, что представители некоторых государств сейчас сидят в этой комнате, хотя на их руках кровь сирийцев. Эти страны экспортировали терроризм, словно Бог дал им право решать, кого убивать, а кому помогать», - ответил госсекретарю министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем.
Чего добивается Запад?
Вне сомнений, главной интригой конференции является ответ на простой вопрос – смогут ли США и Европа продавить Башара Асада, практически не имея на руках серьезных инструментов давления.
Ведущие государства оказались перед непростым выбором. С одной стороны, они поддерживают сирийскую оппозицию, понимая, что приемлемые для Запада ее светские элементы крайне слабы, а ключевые позиции занимают радикалы. Понятно, что поддержка радикалов-исламистов Фронта ан-Нусра станет серьезным имиджевым ударом для стран Запада. Однако не меньшим ударом станет и согласие с собственным поражением, восстановление предвоенного статус-кво. Получается, что маленькая Сирия выстояла перед альянсом западных стран и не собирается выполнять их условия.
После этого Вашингтону и Брюсселю будет крайне сложно влиять на политические процессы в этом бурлящем регионе. В сложившейся ситуации Западу нужна хоть и небольшая, но победа, пусть даже формальная.
Такой победой могла бы стать отставка Башара Асада и формирование в Сирии переходного правительства, пусть даже наполовину состоящего из лояльных Асаду людей. Главное - без него.
Но проблема в том, что сам Башар Асад заявил, что не только не собирается уходить из власти, но и не будет делиться с представителями оппозиции министерскими постами. Вместо этого официальный Дамаск предложил оппозиции поучаствовать в выборах, намеченных на нынешний год.
«Предстоящие выборы пройдут на многопартийной основе в соответствии с новой конституцией Сирии. Это позволит участвовать в выборах всем имеющим такое желание политическим силам, которые пользуются поддержкой народа Сирии», - заявил первый заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад.
Неуступчивость сирийского президента вполне объяснима – его противники в лице светской оппозиции разрознены и своих целей добиться не смогли.
Другие, представляющие радикальные исламские группировки, находятся в международной изоляции. В этой ситуации сирийский президент избрал тактику выжидания и активного сопротивления западному давлению.
Прогресс как надежда
На ощутимый прогресс в решении проблемы сегодня мало кто рассчитывает. Достаточно взять хотя бы тот факт, что буквально до последнего дня стороны не могли определиться со своим участием.
Кроме того, вряд ли сама конференция положит конец гражданской войне в Сирии. В противостоянии задействовано слишком много участников, интересы которых кардинальным образом не совпадают друг с другом. К тому же в конфликт давно ввязаны и другие страны Ближнего Востока.
Тем не менее, конференция может стать пусть и маленьким, но все же шагом к урегулированию, в первую очередь, внутренних противоречий и остановить кровопролитие в стране. Но без учета интересов друг друга, а также внешних игроков говорить о каких-либо успехах было бы преждевременно.
Ко всему прочему расходятся позиции и главных организаторов «Женевы» - США и России, хотя обе страны заинтересованы в том, чтобы не допустить активизации радикальных сил в Сирии.
Однако совместная работа по ликвидации сирийского химоружия показала, что Вашингтон и Москва все же пока могут договариваться.
Надолго ли, покажет будущее.
PS: Сегодня начинается второй этап - прямые переговоры сирийского правительства с прозападной частью сирийской оппозиции, на которых председательствовать будет спецпредставитель ООН Лахдар Брахими.
Фикрет Садыхов
Политолог, профессор Западного университета