Выборы в Турции: Решающая битва за Стамбул
Турция в ожидании выборов в местные органы власти, намеченные на 30 марта 2014 года.
Акции протеста против сноса парка отдыха Таксим в Стамбуле (Taksim Gezi Parkı), переросшие в масштабные антиправительственные выступления в июне 2013 года, и крупнейший за всю историю Турецкой Республики анкоррупционный скандал в декабре, серьезно озадачили турецкого избирателя перед очередными выборами в местные органы власти.
Между тем, результаты опросов, проведенных различными социологическими агентствами за несколько недель до выборов, сильно различаются, что еще больше приводит в замешательство местного обывателя.
Тем не менее, известно, что в Турции существуют целые города и даже регионы с традиционным электоратом. К примеру, ряд крупных городов страны, таких как Измир, Анталья, Эдирне и Мугла считаются «крепостями» НРП, и еще со времен Ататюрка в этих городах во время выборов побеждает исключительно одна политическая сила – Народно-республиканская партия.
Примечательно, что за всю историю республики многие партии, пришедшие к власти, прилагали все усилия для того, чтобы завоевать доверие избирателей Измира или Антальи, но каждый раз жители этих городов эгейского и средиземноморского побережий Турции отдавали свои голоса только НРП и никому больше.
Считается, что именно по этой причине премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган держит зло на третий по численности населения крупнейший город страны, называя Измир «городом неверных».
То же самое можно сказать и о других политических силах. Например, правящая партия традиционно сильна в таких городах с религиозным уклоном как Конья, Кайсери или Бурса. Партия националистического движения всегда может рассчитывать на победу в Адане или Мерсине, в то время как курдская Партия мира и демократии (ПМД) традиционно делает ставку на юго-восточные регионы страны с преимущественно курдским населением.
Другое дело столица Анкара и крупнейший город страны – Стамбул. В этих двух городах проживает четверть населения страны, и в период выборов кандидаты от разных партий в буквальном смысле сражаются за голос каждого столичного избирателя или стамбульца. Так было и в ходе муниципальных выборов в 2009 году, когда между кандидатами на пост мэра Стамбула от ПСР и НРП – Кадиром Топбашем и Кемалем Кылычдароглу развязалась ожесточенная борьба за победу в этом турецком мегаполисе. Тогда Топбаш, будучи выдвиженцем Эрдогана, лишь с минимальным перевесом смог опередить кандидата от НРП и будущего лидера этой партии Кемаля Кылычдароглу.
Кто же такой Сарыгюль? Этим вопросом сегодня задаются многие как в Турции, так и на Западе, особенно в Европе. Уже давно, как многие начали видеть в его харизматичной персоне следующего мэра Стамбула и очередного лидера Народно-республиканской партии. Немалое количество людей сегодня даже пророчат ему пост премьер-министра Турции. Ведь не секрет, что Сарыгюль является амбициозным политиком, никогда не останавливающимся на достигнутом. Об этом свидетельствует полная интригами хронология его деятельности в качестве политического лидера.
Еще в 1987 году 21-летний Мустафа Сарыгюль вошел в историю Турции как самый молодой депутат Великого национального собрания. Будучи депутатом от Социал-демократической народной партии (СДНП) Эрдала Иненю, Сарыгюль развернул активную парламентскую деятельность. В 1999 году он победил на выборах в местные органы власти и впервые стал главой муниципалитета благополучного стамбульского района Шишли от Демократической левой партии (ДЛП) Бюлента Эджевита. В 2003 году Сарыгюль перешел в НРП, и спустя год, на сей раз от этой партии, вторично победил на выборах на пост главы муниципалитета Шишли.
Не зря говорят, что аппетит приходит во время еды. Воодушевленный своим бешеным успехом среди стамбульцев европейской части города, Сарыгюль стал претендовать на пост председателя НРП. Открытое противостояние с тогдашним лидером партии Денизом Байкалом стало неизбежным. Однако съезд НРП поставил все точки над «i». Сарыгюль проиграл Байкалу и был исключен из рядов партии решением Дисциплинарного комитета НРП.
Тем не менее, позже он отказался от идеи создания собственной партии. Турецкие реформаторы уверяли, что Народно-республиканская партия подала им надежду и в такой момент они не могут создать собственную партию, поскольку хотят присоединиться к процессу перемен. Сарыгюль и другие общественно-политические деятели из числа членов движения утверждали, что хотят принять участие в новой волне перемен, которая последовала после избрания Кемаля Кылычдароглу председателем НРП. Вскоре Сарыгюль и его сподвижники объявили о своем присоединении к лагерю крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии.
В это время за кулисами широко обсуждалась возможность выдвижения кандидатуры Сарыгюля на пост мэра Стамбула от НРП в 2014 году. Сарыгюль же сам сделал первый шаг и предложил баллотироваться от НРП, при этом выдвинув свои условия. От партии на это предложение последовала позитивная реакция, и спустя 8 лет Сарыгюль вместе со своими сподвижниками торжественно вернулся в НРП. Таким образом, началось массовое присоединение турецких реформаторов к крупнейшей оппозиционной партии страны.
Что Сарыгюль может противопоставить Топбашу? В годы деятельности Кадира Топбаша в качестве мэра в Стамбуле была усовершенствована транспортная инфраструктура, достроена четвертая ветка метрополитена, сдана в эксплуатацию железнодорожная линия «Мармарай», заложен фундамент третьего моста через пролив, инициировано строительство параллельного Босфору канала (Çılgın Proje), началось строительство третьего аэропорта, построены новые дороги, тоннели, разбиты парки и аллеи.
Тем не менее, по мнению большинства стамбульцев, все это не имеет никакого отношения к личности или таланту Топбаша, поскольку проекты были инициированы и осуществлены непосредственно правительством во главе с премьер-министром Эрдоганом. Многие склонны полагать, что все эти преобразования должны были начинаться вне зависимости от того, кто руководит городом. Более того, местные власти даже во многом опоздали, считают многие горожане.
Сарыгюль же больше рассчитывает на собственные силы, нежели на ресурсы и возможности НРП. Он обещает изменить облик города, но сохранить его дух и традиции. В случае своей победы кандидат от НРП намеревается приостановить реконструкцию площади Таксим и снос парка вокруг него. Он объявит международный конкурс на лучший проект реконструкции Таксима, а стамбульцы будут выбирать между победителями конкурса – тремя самыми лучшими, по мнению жюри, проектами.
Выдвижение кандидатуры Сарыгюля является одним из тех случаев, когда не кандидат рассчитывает на имя и вес партии, а партия возлагает все надежды на успех за счет авторитета конкретного политического деятеля. НРП очень рассчитывает на связи и репутацию Сарыгюля, и поэтому идет навстречу всем прихотям политика в вопросах избирательной стратегии. Сарыгюля уважают не только этнические турки, но и представители всех нацменьшинств, проживающих в Стамбуле. Известно, что у него очень хорошие связи с армянской общиной Турции, представители которых компактно проживают именно в стамбульском районе Шишли и всегда поддерживают Сарыгюля.
Также известно, что список кандидатов на посты глав муниципалитетов стамбульских районов от НРП был предварительно согласован с Сарыгюлем. Так, кандидатом на пост главы муниципалитета центрального стамбульского района Бейоглу стала экс-супруга Сарыгюля и мать его ребенка 43-летняя турецкая экономистка Айлин Котиль.
Не менее интересная борьба за кресло мэра развернется и в турецкой столице. Правящая партия вновь намеревается выдвинуть кандидатуру Мелиха Гекчека на пост мэра Анкары, в то время как НРП совершенно неожиданно поставила на известного своими правыми взглядами политика Мансура Яваша, совсем недавно покинувшего ряды Партии националистического движения из-за внутренних разногласий.
Мансур Яваш – тоже загадочная личность. Набрав более чем 27% голосов избирателей во время выборов на пост мэра турецкой столицы от ПНД в 2009 году, он сильно удивил всех. Яваш заработал репутацию непредсказуемого политика, способного в одночасье изменить статус-кво.
Однако решение партийного руководства по поводу выдвижения кандидатуры Яваша на пост мэра Анкары вызвало неоднозначную реакцию в рядах НРП. Некоторых партийных функционеров «задевает» тот факт, что крупнейшая оппозиционная сила Турции не может найти достойных кандидатов, способных обеспечить победу партии в Анкаре и Стамбуле, и зачастую прибегает к помощи ярых «карьеристов» и даже «ультранационалистов» вроде Сарыгюля и Яваша соответственно.
Многие вообще негодуют, что из левоцентристской партии НРП постепенно превращается в центристскую, а порой и в правоцентристскую политическую силу.
Тем не менее, очевидно, что Сарыгюль и Яваш являются наиболее достойными кандидатами, способными победить в таких городах, как Стамбул и Анкара. Их возможная победа и в самом деле может испортить жизнь правящей партии, приближая закат ПСР и ее гегемонии на политической сцене Турции.
Кто знает, может победа Сарыгюля в Стамбуле станет началом его политического триумфа и восшествия к верховной власти в Анкаре?!
Джейхун Алекперов