Украина между Европой и Россией. Испытание на устойчивость
Сюжеты последних дней из Украины, наблюдаемые нами по телевизионным картинкам, оставляют удручающее и крайне гнетущее впечатление.
О том, что происходило все эти дни в Киеве и чем все это завершилось, сказано и написано более чем достаточно. Что же ждет дружественную нам Украину и к чему придут политические элиты этой страны?
Очевидно, что ситуация на Украине значительно повышает роль внешних игроков. Запад однозначно поддержал Майдан морально и политически. США и ЕС активно обсуждали санкции против ряда чиновников. Канцлер Германии Ангела Меркель встречалась с лидерами украинской оппозиции. Активизировался и диалог западных игроков с крупными украинскими олигархами.
В итоге инициатива в выполнении роли медиатора между прежней властью и оппозицией окончательно перешла к Западу.
Освобожденная из-под стражи Тимошенко вернулась в Киев, где выступила с пламенной речью на Майдане. Некоторые западные политики уверены, что теперь именно Тимошенко может стать фаворитом избирательной кампании.
Она обладает мощной энергетикой и может опереться на ресурс своих многочисленных сторонников. Но параллельно все громче звучат голоса тех, кто не хотел бы видеть бывшего премьера в качестве одного из руководителей страны. Сегодня на политическом Олимпе страны новые имена, новые герои. Именно они были тесно связаны со странами, активно поддержавшими Майдан.
Чего ожидать с Востока?
До последнего времени юго-восточные регионы демонстрировали нерешительность и находились в ожидании. Региональная элита была в значительной степени структурирована Партией регионов, и соблюдала партийную дисциплину. Результатом этого была осторожность и нерешительность, которая проявлялась в действиях и словах региональных властей.
С одной стороны, они не одобряли и не принимали того, что происходит на Майдане, у них были претензии к Западной Украине. Местные политические и хозяйственные элиты неоднократно заявляли, что оскорблены тем, что западные области не считаются с Востоком и при этом диктуют политическую повестку дня.
К тому же в последние дни на Украине была заблокирована банковская система, в торговых точках перестали принимать пластиковые карты, с них стало невозможно снять деньги. Возникли очереди за бензином на заправках, люди начали скупать оптом продукты в магазинах. В этой ситуации уже невозможно стало говорить, что киевские события до Востока не дошли.
Пример Крыма явно демонстрирует, что противостояние еще не закончено.
Возможен ли раздел страны?
Территориальное разделение любой страны — почти всегда трагедия для живущих в ней людей. Относительно безболезненно удается разойтись только таким государственным образованиям, как Чехословакия. Несмотря на жесткую риторику, не было заметно, чтобы восточные регионы Украины выдвигали собственные далеко идущие требования, единую повестку, четко формулировали бы свои задачи. Их реакция была лишь ответом на происходящее в Киеве
Не осталась незамеченной и аморфность харьковского съезда, где собрались представители юго-восточных регионов. Он продемонстрировал, что ставка на харьковских лидеров как более дееспособных по сравнению с Януковичем, оказалась ошибочной. Некоторые из них сбежали, а другие не в состоянии сформировать и возглавить реальную альтернативу новым властям Киева. Но исключать полностью вариант попытки раздела в случае дальнейшего обострения ситуации в стране, нельзя.
Конечно же, многое будет зависеть и от действий новых центральных властей Украины, их обновленной «восточной» политики. Однако политические страсти, бушующие на востоке Украины, улягутся не скоро.
Россия демонстрирует скепсис
Россия, в свою очередь, подчеркнуто публично держалась в стороне от конфликта, но находилась в тесном контакте с украинской властью. Когда соглашение с европейскими посредниками было подписано, оно не было заверено представителем российского президента В.Лукиным. Это очевидное свидетельство скепсиса России в отношении данного документа. К тому же, в Москве уже заявили, что сомневаются в легитимности действий Верховной Рады.
Пока новый и.о. президента Украины А.Турчинов заявил, что будет строить отношения с Российской Федерацией «на добрососедских принципах и готов к диалогу с руководством России», самолет с Януковичем сел в Ростове-на-Дону.
В любом случае теперь о сближении Украины с Таможенным союзом не может быть и речи, а внешнеполитическая ориентация Киева вновь может стать прозападной. Неприятие России вызывает и отмена закона о языках, который позволил русскому языку получить статус регионального на юго-востоке страны. И хотя Рада обещает принять другой закон по этому вопросу, отмена популярного на юго-востоке закона вызывает у значительной части населения Украины недовольство.
В сложившейся ситуации досрочные выборы президента и формирование нового правительства могут на некоторое время вывести ситуацию в Украине в более управляемое, легитимное поле.
И, тем не менее, вопросы остаются. Куда денется «Правый сектор»? Что делать с наиболее радикальными силами Майдана? Так ли скоро улягутся страсти на Востоке?
В долгосрочной перспективе нынешний кризис – испытание на устойчивость украинского государства, геополитически и электорально связанного как с Россией, так и с Европой.
И принимать решения в условиях массы социально-экономических проблем и преддефолтного состояния страны теперь уже будут новые власти Украины.
ФИКРЕТ САДЫХОВ
политолог