Бахрам Багирзаде о путешествии длиной в 17 километров... – ФОТО
Именно столько надо пройти, чтобы обойти все залы и галереи Лувра, этого древнего и самого посещаемого музея в мире. Самое интересное, что в таком, поистине гигантском, здании во времена правления французских королей и императоров не было ни одного туалета!
Раньше, чтобы попасть в Лувр, надо было выстоять огромную очередь, но в 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран стал инициатором строительства стеклянной пирамиды, чтобы, как это сейчас модно говорить, модернизировать музей, то есть избавить его от огромных очередей и создать современную туристическую инфраструктуру. Некоторые европейцы до сих пор негативно относятся к этому сверхсовременному зданию, стоящему в самом сердце Лувра, во дворе Наполеона, но после открытия в марте 1989 года, приуроченного к 200-летию Французской революции, пирамида стала одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа. Архитектором этого выдающегося проекта стал выпускник Массачусетского технологического университета, магистр Гарварда Йео Мин Пэй, американец китайского происхождения.
Благодаря пирамиде пропускная способность Лувра возросла почти в четыре раза, и в этом прославленном музее, помимо билетных касс, информационных модулей, раздевалок, стоек, где можно прикупить разнообразные сувениры, книги и альбомы, наконец-то появились туалеты. К тому же после проведенных реконструкций люди с ограниченными возможностями могут комфортно, без усилий перемещаться по Лувру.
Если учесть, что в прошлом году Лувр посетило более 10 миллионов человек, то вполне можно себе представить, сколько в этом музее бывает народа. Честно говоря, такое столпотворение никак не способствует спокойному, внимательному созерцанию произведений искусства, поэтому, вместо того чтобы объять необъятное и бесцельно бродить по залам, я наметил для себя четкий план того, что мне очень хотелось увидеть.
В советские времена на последних страницах школьных учебников были иллюстрации картин самых разных художников. Но больше всего мне понравилось мощное полотно Делакруа «Свобода, ведущая народ». С детства я мечтал попасть в Дрезденскую галерею, чтобы увидеть любимую картину моего отца «Сикстинская мадонна», и когда, наконец, мне это удалось, я стоял и плакал, вспоминая папины рассказы о Рафаэле и Мадонне. Это были слезы очищения от увиденной красоты, и даже сдержанные холодные немцы с удивлением смотрели на черноволосого парня, который так бурно реагирует на эту божественную картину.
Но ощущения, которые я испытал, глядя на «Свободу» Делакруа, были совершенно другими - я вспомнил свою юность, трагический распад страны, кровавые события января, наши баррикады и наших героев, которые так же, как и французские революционеры, стремились к свободе и братству. Эта картина для меня не просто живописное полотно, это символ моего времени, и я нашел его среди огромной коллекции произведений искусства, которые французы собирали около 500 лет!
Париж подарил мне множество самых разных впечатлений, но самым грандиозным стал Лувр. Воздействие и слава этого музея настолько велики, что Арабские Эмираты собираются построить в столице Эмиратов Абу-Даби «Арабский Лувр», и для того, чтобы назвать это строение именно Лувром, власти потратили 1,3 миллиарда долларов!